Два первых и пять вторых

22 июня 2004 в 00:00, просмотров: 376

Административная реформа, эффективно выбившая из колеи все правительство, до сих пор не затронула силовые структуры, хотя проекты реформирования были переданы ими в Администрацию Президента еще перед майскими праздниками.

Дело тем не менее движется. Ожидается, что до конца июня президентом будут подписаны поправки к Закону об обороне, которые уже утвердила Госдума. Одновременно выйдет указ о реформировании управленческой структуры военного ведомства, которое приведет ее в соответствие Закону об обороне в новой редакции


Суть поправок в том, что они существенно сокращают роль Генштаба в военном ведомстве. Указ президента определит порядок ее сокращения на практике.

Наши источники в военном ведомстве считают, что Генштаб лишится ряда структур, функции которых не отвечают задачам, стоящим перед ним. В первую очередь это задачи боевой подготовки, военного образования, воспитания и развития войск. В принципе Генштаб и не должен заниматься этими вещами. Его дело — стратегическое планирование и применение войск в военных условиях. А оперативная и тактическая подготовка, применение армии в мирное время и сопряженная с ним рутина армейской жизни не могут находиться в ведении Генштаба, поскольку у него тогда просто не остается времени заниматься вопросами стратегии.

У нас в последние годы Генштаб занимался как раз рутиной — отрабатывал действия мелких подразделений, типа поведения солдатских “двоек” на поле боя. Сегодня в Минобороны объясняют сложившийся дисбаланс личностью начальника Генштаба Анатолия Васильевича Квашнина, который всегда стремился заниматься тем, с чем он лучше всего знаком, — то есть работой ротного командира. Как бы там ни было, но с конца июня рутина уходит из его рук и ложится на плечи нового первого зама министра обороны. Кто им станет — интрига месяца. Известно лишь, что человек этот должен пользоваться доверием министра Иванова, отменно разбираться в вопросах боевой подготовки, а также в системе военного образования и воспитания.

Идеально на эту роль не подходит никто. Начальник организационно-мобилизационного управления Василий Смирнов пользуется доверием, но далек от военного образования и воспитания. Начальник Управления кадров Николай Панков курирует военное образование и воспитательную работу, но мало имел дела с боевой подготовкой. Свои недостатки есть и у командующих округами, и у главкомов, и у всех мыслимых “внешних” кандидатов... Короче говоря, непонятно, кто станет первым заместителем, но ясно, что всего у министра обороны их будет два: один отвечает за тактику и применение армии в мирное время, другой (начальник Генштаба) — за стратегию и применение войск в военное время. Соответственно, будут сокращены, а возможно, и ликвидированы главные штабы родов и видов войск, которые являются по существу мини-генштабами.

Что касается “простых” замов министра, то их количество будет уменьшено соответственно требованиям времени, но не до двух должностей, как в прочих министерствах, а по крайней мере до пяти. Объясняется это спецификой устройства военной организации: если оставить министру всего двух замов, то в дивизиях и полках тоже придется оставлять командиру двух замов вместо нынешних пяти, что неминуемо обернется широкомасштабным коллапсом.

Интересно, что в Администрации Президента, по нашим данным, не слишком довольны проектом реформы. Высказывается мнение, что он предусматривает не столько сокращение управленческого аппарата, сколько его “оптимизацию”. Сокращенные подразделения и должности перейдут в другие структуры под другими названиями, а количество офицеров в нашей армии останется таким же, как сейчас, то есть примерно равным количеству солдат. Административная реформа других министерств, впрочем, обернулась точно таким же результатом, так что военное ведомство шагает в ногу со всеми.




Партнеры