Плохо быть лохом

Выходя на столичный рынок недвижимости, москвичам не стоит забывать о бдительности и тщательно выбирать фирму.

Новую схему квартирного кидалова обкатывают сегодня на москвичах недобросовестные риэлторы. Подобно карточным шулерам, они дают возможность клиентам один раз получить деньги, а потом их отбирают. А чтобы уйти от суда, риэлторы направляют клиентов к своим внештатным сотрудникам. Если бы клиентов еще предупреждали об этом.


Схема нового кидалова с самого начала шита белыми нитками и вроде бы рассчитана на простаков. Но в сети мошенников попадают и образованные, умные люди.

Такими “умными и образованными” жертвами стали старший врач института Курчатова, заведующий подстанцией “скорой помощи” Юрий Данилов и его жена — врач-психиатр больницы имени Алексеева Светлана. Казалось бы, знатоки людей и человеческих душ. Но это не помешало им лишиться денег и остаться без жилья. От наглого квартирного мошенничества не застрахован никто.

Все началось с наследства матери, которое Юрий Данилов получил в прошлом году после ее смерти. Ему, врачу, очереднику города, долгожителю коммуналки, ожидающему улучшения жилусловий с 1998 года, досталось настоящее сокровище — однокомнатная квартира на ул. Юных Ленинцев. Квартиру вместе с комнатой решили продать, а на вырученные деньги приобрести отдельное трехкомнатное жилище.

Обзвонив разные риэлторские компании, Данилов остановил выбор на фирме “ПроектИнвест-1”, где квартиру обещали продать за максимальную цену — 48 тысяч долларов (в то время как другие компании давали за его “однушку” 32—36 тысяч). На крючок собственной алчности жертвы клюют безотказно. Но это только первый крючок.

Для большей убедительности мошенники разместили информацию о своей фирме в Интернете, в которой красиво описали, какие они профессиональные, солидные, легальные, а их деятельность застрахована. Данилов такой интернет-сайт нашел, прочитал и не заметил, как мошенники пустили ему пыль в глаза.

Офис компании находился на Страстном бульваре, в доме №4/3, недалеко от станции метро “Пушкинская”. Латунная вывеска, евроремонт, комнаты для переговоров, кругом компьютеры и охрана, клиентам предлагают кофе и чай.

Данилову представили агента — некоего Александра Баландина, молодого человека лет 30. Говорил он только то, что хочет слышать клиент.

— Зачем вам продавать сразу и квартиру, и комнату? — увещевал агент. — Продайте только квартиру. Доплачивать придется немного, зато купите приличную “двушку” или “трешку”. — Баландин подошел к компьютеру и извлек из него длинный список с адресами и ценами возможных вариантов. — Будет у вас и квартира, и комната, а если повезет, то как очередник получите еще и бесплатную квартиру от города.

В общем, договор был подписан.

Дальше мошенники действуют по накатанной схеме. Они убеждают клиентов не покупать готовое жилье на вторичном рынке (“Это опасно: невозможно на сто процентов проверить чистоту квартиры, в которой уже кто-то жил”), а вложить деньги в строительство жилья на нулевом цикле (“Чистота таких сделок гарантирована”).

Доля правды в этих словах есть. И клиенты, как правило, соглашаются инвестировать деньги в строительство. Согласился и Данилов.

Поисками объекта инвестирования занимался все тот же Баландин из “ПроектИнвест-1”. Он предлагал клиенту разные варианты, но уже в виде чертежей на проспектах. Когда клиент находит подходящий вариант, ему сообщают: “Покупатель на вашу квартиру найден”.

Расчет мошенников на алчность срабатывает безотказно. В предвкушении больших денег клиенты торопятся и забывают проверить фирму, в которую вкладывают деньги. И не обращаются к юристам.

Квартиру Данилова компания, как и обещала, продала за колоссальные деньги — 46,5 тысячи долларов. (Не исключено, что мошенники заплатили ему свои, а квартиру оформили на подставных лиц.)

Не выходя из банка, Данилов расплатился со своим риэлтором: 2 тысячи долларов — за услуги по продаже квартиры, еще 2 — за инвестиционный договор. У Данилова осталось 42,5 тысячи долларов.

Три дня деньги лежали у Юрия Владимировича дома. Данилов ждал, когда Баландин его позовет заключать инвестиционный договор.

Позвал. Передача денег проходила не в фирме и не в банке — в кафе. Финальный выход мошенника был по-бендеровски безупречен.

— Время позднее, кассу уже сняли, — сказал он, — я вам дам расписку, а приходный ордер курьеры подвезут к вам утром домой. Если вас не затруднит, отдайте расписку им.

Вечером Данилов отдал Баландину деньги, утром — расписку. К этому моменту мошенник-риэлтор для клиента был уже как родной. А через несколько дней Данилов узнал, что компании “Стройград-7” нет. Дом, в строительство которого он вложил деньги, строит другая контора. А Баландина и след простыл.

Данилов обратился в ОБЭП Центрального округа Москвы.

— Баландин — нештатный сотрудник, за то, что он делал, компания ответственности не несет, — открестилась от “специалиста” замруководителя фирмы Людмила Масленникова (кстати, на договоре Данилова с “ПроектИнвест-1” красуется ее подпись).

После этих слов ход следствия изменился в корне.

— Если бы Баландин был штатным сотрудником фирмы, мы бы возбудили дело против компании. Но поскольку он работал вне штата — уголовное дело можем возбудить только лично против него, — объяснили Данилову в ОБЭПе. Уголовное дело против Баландина возбуждено, но что толку?..

— Я много раз слышал, что риэлторы своих клиентов кидают. И был настороже: ждал, когда меня начнут обманывать. Оказалось, что это делали с самого начала, — сокрушается Данилов.

Лицензия, которая висела в офисе, оказалась недействительной. Информация в Интернете — тоже. На сайте мошенники утверждали: “Компания является членом Российской гильдии риэлторов, свидетельство №01005, что является дополнительной гарантией надежности и безопасности для клиентов при оформлении сделки”. Теперь Данилов знает: в какую бы гильдию риэлторы ни входили, гарантий это не дает. Никаких.

А в компании “Якорь”, где по договору была застрахована профессиональная деятельность фирмы, его просто послали...

На Страстном бульваре, на доме №4/3 висит сейчас новая латунная вывеска — “III Рим”. Замом генерального директора которого являлась все та же г-жа Масленникова. Договоры инвестиционной компании “III Рим” близнецы-братья договорам “ПроектИнвест-1”. Фирмы меняются как перчатки. Ничего, по сути, не изменилось. Только люди, засветившиеся в сделке Данилова, почти все разбежались. Клиентам здесь по-прежнему рады. Им предлагают кофе, чай и... свои услуги.

Как выбрать фирму и застраховать себя от недобросовестных риэлторов?

Конечно, оптимальный вариант отдавать себя в руки тех риэлторов, которых вы (или ваши друзья) знаете “лучше некуда” и доверяете на все сто. Если таких нет, ориентироваться придется самостоятельно. Как?

Следует помнить, что:

— В риэлторском бизнесе важна не фирма, а ее сотрудник, которого к вам прикрепят. Профессионален ли он? Давно ли работает с недвижимостью и в фирме? Кем аттестован? Убедитесь, что он штатный сотрудник, а не залетный стажер.

— Войдя в офис компании, не вертите головой в поисках лицензии. С 2002 года риэлторская деятельность не лицензируется.

— Узнайте: как давно работает компания на рынке? Кто ее учредители? И какой у нее уставной фонд (эта сумма всегда лежит в банке на случай форс-мажорных обстоятельств или банкротств)? Если уставной капитал компании 30 тысяч рублей, то доверять продажу квартиры такой фирме рискованно. Квартиры-то теперь меньше миллиона рублей не стоят!

— Сертификация риэлторской деятельности не обязательна. Но если сертификат есть, это дает клиенту некоторые преимущества. Не выходя из офиса фирмы, вы можете позвонить в Комитет по защите прав потребителей риэлторских услуг (телефон 786-76-90) и узнать все о выбранной вами компании и ее сотрудниках. Кроме того, юристы Комитета защиты прав помогут вам проверить договор. Если компания входит в РГР или МАГР — бесплатно.

— Надо настаивать, чтобы договор с вами подписывал руководитель компании, причем на ваших глазах. Возьмите свидетелей. Если договор подписывает заместитель, убедитесь, что он уполномочен подписывать такой договор — попросите доверенность. Не истек ли срок полномочий доверенности?

— Нет ли в договоре пункта, обязывающего вас после регистрации договора-купли и подписания акта выполненных работ с агентством возвратить компании свой экземпляр договора и другие документы (соглашения)? Насторожитесь. Порядочная фирма не станет отнимать у клиента важные документы, без которых он не сможет в случае необходимости обратиться в суд. Без договора и соглашения нельзя доказать, что у вас были договорные отношения с фирмой.

Главное — не стесняться быть в меру подозрительным, собранным, проницательным и строгим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру