Летчики знали, куда падать

28 июня 2004 в 00:00, просмотров: 385

Авиакатастрофа, унесшая жизни четырех человек, произошла вечером в субботу возле деревни Заозерье Раменского района Подмосковья. Едва оторвавшись от взлетной полосы аэродрома “Мячково”, двухмоторный “летающий раритет” “Ли-2” рухнул на дачный поселок “Солнышко”. В результате катастрофы вместе с вице-президентом Федерации любителей авиации Олегом Лякишевым, который сидел за штурвалом, погибли еще трое летчиков. Чудом удалось уцелеть только одной пассажирке.

“Это уже не самолет”, — говорили профессиональные пилоты, примчавшиеся из “Мячково” вместе с пожарными и спасателями к месту катастрофы. “Сколько я ни видел авиакатастроф, — рассказал “МК” один из руководителей федерации по телефону, — я с трудом представляю, как можно было так “уложить самолет” на маленькую лужайку, чтобы избежать большого числа жертв и серьезных разрушений...”

Трагедия произошла во время перелета “Ли-2” под управлением Лякишева из Первопрестольной в Калугу, где, собственно, и базировался постоянно самолет. Двухмоторная машина должна была в скором времени принять участие в перелете Москва — Ошош (штат Висконсин, Канада) по приглашению Федерации авиационной администрации — другими словами, министерства гражданской авиации США. В Калуге “Ли-2” планировалось окончательно подготовить к перелету через океан, “довести” все узлы и агрегаты.

Самолет оторвался от земли в 18 часов 35 минут и уже через два с половиной километра полета неожиданно клюнул носом и врезался в крышу двухэтажного особняка в дачном поселке “Солнышко”. Машину развернуло в воздухе, и, не причинив никаких повреждений другим строениям, “Ли-2” рухнул на лужайку. “Они соображали, куда падать. И в последний момент пилот сделал все, чтобы избежать жертв”, — говорят о погибших летчиках в федерации. Обломки фюзеляжа и крыльев разметало по всему поселку.

Из искореженной в момент катастрофы кабины медики и спасатели извлекли мертвые тела стажера-бортмеханика Олега Матвеева, второго пилота-любителя Валентина Чуйкина и борттехника. Управлявший самолетом Лякишев был еще жив, но от полученных повреждений внутренних органов скончался в машине “скорой помощи” по дороге в больницу. У Лякишева осталась семья — супруга и двое взрослых детей, сын пошел по стопам отца и сейчас работает в Федерации любителей авиации. В катастрофе удалось выжить только 38-летней летчице из Санкт-Петербурга Маликовой. Вероятнее всего, женщина сидела на месте радиста, что и спасло ей жизнь. С сотрясением мозга и переломом предплечья она оказалась на больничной койке.

Как всегда в подобных случаях, среди версий катастрофы первым делом выдвигают “человеческий фактор” и “технические неполадки”. Однако такой опытный летчик, как Лякишев, не мог пойти на поводу у стресса при взлете и растеряться. Президент Федерации любителей авиации РФ, в прошлом летчик-испытатель Виктор Заболотский, утверждал в разговоре с корреспондентом “МК”, что падение самолета было вызвано одновременным отказом сразу обоих двигателей. Кстати, в расследовании причин гибели летчиков вряд ли поможет пресловутый “черный ящик”. Его на “Ли-2” просто не было.

“Если речь идет об одновременной остановке двигателей, совершенно очевиден отказ топливной системы, — прокомментировал для “МК” ситуацию один из экспертов. — В свою очередь, это может быть вызвано некондиционным (грязным) бензином. Или же был поврежден топливный провод. “Ли-2” летал на двух бензиновых двигателях марки АШ-82, созданных еще в 50-е годы. Двигатель отличается высокой надежностью, и до сих пор он стоит на “Ан-2” — так называемых “аннушках”, или “кукурузниках”. Однако комплектующие для этих двигателей давно не выпускают, и на их ремонт идут запчасти от других агрегатов по принципу “что под руку попадется”.


СПРАВКА “МК”

Разбившийся самолет был выпущен в 1952 году в Ташкенте на базе американского среднего бомбардировщика “Дуглас”. Под руководством Олега Лякишева как вице-президента ФЛА машину реконструировали и восстановили в 1998 году. На сегодняшний день в России эта машина существовала в единственном экземпляре. Между тем возрожденный самолет принимал участие в нескольких трансатлантических перелетах, международных демонстрациях.

Самолеты марки “Ли-2” имеют славную историю. На таком самолете в 1943 году Сталин прилетел в Тегеран на конференцию стран антигитлеровской коалиции. Полк легендарной летчицы Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой состоял полностью из этих самолетов. Операция по освобождению и переправке за рубеж лидера югославского партизанского движения Иосипа Броз Тито также осуществлялась с помощью “Ли-2”. Наконец, пакт о безоговорочной капитуляции Германии в 1945 году был переправлен в Москву именно на этом самолете.




Партнеры