Наследники маркитантов

28 июня 2004 в 00:00, просмотров: 491

Павлуша Чичиков начал зарабатывать деньги в школьном возрасте: покупал на базаре булки, брал с собой на урок и выгодно перепродавал богатеньким однокашникам. Гоголевский герой подошел к бизнесу как профессиональный маркетолог: изучил потребительский спрос (аппетиты ребят), проанализировал рынок (покупательную способность одноклассников), приобрел товар... Поэтому и прибыль получил хорошую: накопил пять рублей (корова тогда стоила десять), зашил их в мешочек и стал собирать следующий...

Где сегодня учат на маркетологов?

Продавцы иллюзий

Дотошные статистики подсчитали: один любитель пиццы съедает за год примерно 100 штук хлебно-сырного изделия. С каждой проданной порции фирма-производитель получает в среднем 1 доллар, следовательно, ее годовой доход с клиента — 100 баксов. Если любителей миллионы, то и прибыль соответствующая. Главное — приучить к пицце данного наименования... Бизнесмен, часто летающий за границу, приносит авиаперевозчику уже $1000 годового дохода. И если компания сумеет сделать делового человека “своим”, то и все деньги будут ее. Надо лишь убедить клиента, что услуги авиакомпании — самые качественные и недорогие. А все прочие конкуренты предлагают перелеты хуже или дороже.

Вот тут-то на рынке и появляется маркетолог — специалист по маркетингу. “Словарь иностранных слов” дает такое определение маркетинга (ударение, между прочим, на первом слоге): это “система производства и реализации продукции, основанная на анализе рынка, потребительского спроса, цены на товары и услуги, рекламу и т.д.”. Проще говоря, маркетолог — человек, способный продать чукчам зимой снег.

Но маркетинг — это не только продажа. Это искусство находить клиента и, главное, удерживать его. Более того — это искусство воспитания своего потребителя. Нужно приучить человека есть и пить то, что ему предлагает определенная компания. Одеваться в костюмы и платья нужной фирмы, ездить на авто предлагаемой марки и т.д. При этом человек должен быть абсолютно уверен, что пользуется тем, что ему лучше всего подходит (даже если под яркой оберткой продают товар довольно среднего качества).

Академия для Чичиковых

Первыми маркетологами следует считать маркитантов — мелких торговцев, следовавших за армией и снабжавших вояк всякой всячиной. Они всегда знали, что требуется солдату после тяжелого боя или на бивуаке. Товар у них не залеживался... Позднее маркитанты переквалифицировались в маркетологов.

Сегодня на маркетолога учат в экономических академиях или на экономфаках университетов. Какие предметы изучают будущие спецы по рынку и продаже? Кроме обязательных для всех студентов философии и иностранных языков в учебную программу входят: высшая математика, статистика, экономика (региональная и мировая), экономическая география, политология, психология, социология, управление персоналом и бизнес-процессами, IT-технологии, PR и реклама, формирование бюджета компании и медиаплан, товароведение, а также профессиональные дисциплины: анализ (исследование и сегментация) рынка, организация службы маркетинга на предприятии, продвижение товара или услуги, мерчендайзинг, разработка и реклама нового продукта, организация и стимулирование сбыта, раскрутка бренда, ценовая стратегия, изучение предпочтений потребителей (опросы, тестирование, возрастной анализ), конкурентная борьба, оптовая и розничная продажа, сетевой маркетинг и т.д. И специализированные курсы (в основном во время практики в банках, фирмах и компаниях): банковский, авиатранспортный и книжный маркетинг, маркетинг консалтинговых, образовательных, страховых, аудиторских, полиграфических и прочих услуг, особенности аудио-, видео- и кинорынка, тур- и бизнес-путешествий; реклама пластиковых карточек; рынок чая, кофе и других распространенных продуктов питания, легковых и грузовых автомобилей, станков и механизмов и т.п.

Специалист по маркетингу должен следить не только за тем, чтобы товары и услуги хорошо продавались, но и за тем, чтобы фирма не разорилась. Маркетинг — мероприятие дорогое. За сбор информации, продвижение продукции на рынок приходится платить большие деньги. Поэтому в расходах на маркетинг следует быть умеренным и придерживаться “золотой середины”: мало затрат на него — отсутствует информация и, как следствие, снижаются обороты и объемы продаж, большие затраты — повышается себестоимость товара. А это на руку лишь конкурентам...

И швец, и жнец, и на дуде игрец...

Кроме профессиональных знаний маркетолог должен обладать целым набором незаурядных личных качеств. Прежде всего даром убеждения. Ведь он обязан внушить потребителю, что именно эта зубная паста лучше всего предохранит зубы от кариеса, а стиральный порошок не только сделает простыни ослепительно белыми, но и придаст им приятный запах.

Необходимо, кроме того, быть настоящим лидером, чтобы сплотить команду и сделать ее работу наиболее эффективной, а еще требуется быть опытным психологом и талантливым пиарщиком: попробуй-ка без этого продвинуть на рынок новый товар, растолкав локтями опытных и агрессивных конкурентов! Умение кусаться — улыбаясь при этом — необходимые качества спеца по маркетингу. Нужен аналитический склад ума: на одном энтузиазме и энергии далеко не уедешь, необходимо знать рынок и потребителя, а также все достоинства и недостатки продвигаемой продукции.

Маркетологу неплохо обладать актерским талантом — уметь влезть в шкуру “человека с улицы” (студента, пенсионера, домохозяйки, бизнесмена), чтобы понять, как заставить его купить ту или иную вещь. Умение нестандартно мыслить и творчески подойти к работе также принесет дополнительные очки и поможет сделать служебную карьеру. Начав с 300—400 долларов в месяц (таков средний заработок молодого маркетолога), трудолюбивый и амбициозный специалист через несколько лет имеет шанс дорасти до 1—1,5 тысяч “зеленых” и возглавить маркетинговую службу на крупном предприятии и даже открыть собственную фирму. Главное — вера в себя, напор и энергия.




Партнеры