Искусство оболванивать

29 июня 2004 в 00:00, просмотров: 235

В римском палаццо Браски, где находится городской музей, открылась выставка “Утопия видения. Советский фотомонтаж. 1917—1950 гг.”. Более 100 уникальных произведений привезены в итальянскую столицу Московским домом фотографии в сотрудничестве с Российским государственным архивом литературы и искусства и Музеем кино. Корреспондент “МК” побывала на вернисаже и убедилась: нам еще есть чем удивить Европу.

Палаццо Браски расположено посередине между двумя идеологическими столпами — древнеримским Капитолием и католическим Ватиканом. А вот резиденция Бенито Муссолини в эту фигуру не вписалась. И это символично. Не поняли европейские диктаторы всей прелести фотомонтажа как средства “оболванивания” душ, за что и поплатились во Второй мировой войне. Зато уж наши были намного сообразительней.

Первым фотографии в качестве элемента коллажа стал использовать поэт-футурист Алексей Крученых. Он составлял фотошаржи на своих же друзей-футуристов, поэтов, художников. Его идею подхватили Александр Родченко, Эль Лисицкий, Варвара Степанова...

“Все, что показывается на выставке, лишь вершина айсберга, — поделилась с нами ведущий сотрудник РГАЛИ Елена Гаспарова. — Сам же фотомонтаж как жанр в самом начале изучения. Только в нашем архиве есть целые альбомы Густава Клуциса, Эль Лисицкого, более ста альбомов Крученых, посвященных Пастернаку и всему цвету футуризма — Бурлюку, Розановой. Крученых использовал для своих фотомонтажей все, даже просил друзей: не выбрасывайте фантики от конфет. Представляете, фантики, а рядом — автограф Пастернака!”

“Фантики” закончились быстро. Уже в середине 20-х годов идеологи советской власти поняли всю полезность фотомонтажа для обработки народных масс. Ярко, доходчиво, понятно самому безграмотному, и главное — можно тиражировать. И уже Родченко изображает Маяковского с паспортом на фоне Нью-Йорка: “Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза”. “Дети всего мира читают книги Ленина” — радостно издательство “Детская литература” на фоне чудных здоровых советских детей. “Весело, радостно прошел первый ночной карнавал в Центральном парке культуры и отдыха...” — вещает агитка, правда, уже 1936 года выпуска. Не страна, а сплошной праздник. Печатные органы быстро схватывают идею, и как самые настоящие произведения искусства выглядят обложки “Советского экрана”, для которого изумительно работал актер и художник Петр Галаджев. А журнал “СССР на стройке” и вовсе состоял из одних фотомонтажей.

Фотомонтаж как жанр исчез в 50-х годах, полностью выполнив “партийное” поручение. Но его отзвуки живы до сих пор — уже в народе. Кто не помнит фотографии родителей с нарисованным “приветом из города Сочи”? А уж фотомонтажи выпускников школ есть в каждой семье. И теперь даже странно сознавать, что в Италии, как и по всей Европе, этот жанр так и не прижился. По крайней мере у публики, пришедшей на вернисаж выставки в палаццо Браски, на лицах читалось полное изумление.

Этот интереснейший фотопроект, осуществленный при непосредственной помощи мэрии Рима, как оказалось, не последний. По словам директора Московского дома фотографии Ольги Свибловой, уже есть договоренность о десяти крупных выставках российской фотографии в итальянской столице:

— Мы договорились с мэром, что в следующем марте покажем в Риме очень большую выставку “Интерьеры России”. Там будет все — от коммуналок и бараков до нынешних усадеб и апартаментов “новых русских”.




    Партнеры