Бабки с возу - кому легче?

2 июля 2004 в 00:00, просмотров: 172

Сегодня Госдума в первом чтении обсуждает закон о замене льгот на денежные компенсации. Это заседание станет ключевым. Сегодня все станет ясно.

Что же конкретно на нынешний момент предлагает правительство? У всех без исключения льготников нашей страны отнять все без исключения льготы и выплачивать вместо них денежные компенсации. Компенсации — все разные, в зависимости от заслуг перед Родиной: от 500 до 3500 рублей в месяц. И никакого выбора, который поначалу власти обещали. Больше никто ничего не знает. Информации — ноль.

Каким в итоге получится закон — не могут сказать даже в правительстве и Госдуме. Депутаты плохо разбираются в проблеме. Народ — против. Во всяком случае, в результате опроса читателей “МК” выяснилось, что этой рокировке не рад никто! Сегодня сразу несколько общественных организаций и политических партий проводят митинги протеста у здания Госдумы. А реформа уже закрутилась.

Мы знаем, насколько решительно настроено правительство. Но мы хотим, чтобы оно знало, насколько решительно настроен народ.

Не всех посчитали

С нового года у пенсионеров и ветеранов отнимут льготы. Мне — ветерану до 65 лет — дадут 260 рублей к пенсии. Одна поездка на мой садовый участок обходится в 85 рублей. На участок я обычно езжу три раза в неделю. Значит, только на транспорт мне надо больше тысячи рублей. А на доплату я смогу попасть на дачу только три раза в месяц. Значит, пропадай урожай и мои труды, придется бросать землю. Постоянно растущая квартплата, от пенсии остаются крохи на хлеб и соль. И все это делается под лозунгом борьбы с бедностью. Только борьба получается за счет бедных.

А.ЧЕЛЫХОВА.

Пока льготы не превратились в деньги, их не может никто украсть, они не могут затеряться по дороге. Если же это будут деньги, то и сами пенсионеры не смогут ими разумно распорядиться из-за незнания перечня, скажем, льготных лекарств. На словах чиновники уважают ветеранов и полны благодарности за наш ратный и иной труд. К празднику получаем поздравления, а на другой день все слова оказываются пустым звуком. Так будет и при реализации денежных компенсаций. Так и вижу лица работников собесов — усталые, озлобленные. Ведь нас, стариков и старух, много, а их — мало.

Е.И.ЕГОРОВ, участник ВОВ, инвалид II группы.

Нам прибавляют 100 рублей к пенсии и только об этом и говорят. Но что такое 100 рублей? Прежде чем принимать закон, проведите эксперимент: возьмите любого депутата и выдайте ему вместо зарплаты наши 2000 рублей. Пусть он живет на них целый месяц и покупает себе вкусненькое. Пенсионеры же на эти деньги еще и платят за квартиру, тратятся на лекарства, одежду. А также платят за проезд, что, пожалуй, самое важное. Есть, конечно, выход из положения: закопать всех пенсионеров (1920—1932 г.р.) живыми в братскую могилу на Лубянской площади. Всем станет легко — в стране нет стариков, а, стало быть, мы победили бедность.

Т.Н.ЛЕБЕДЕВА, М.Б.РИШАР, О.К.ЛЫГА .

Моя тетя, инвалид ВОВ, живет с нами в Хабаровске, каждый год мы с ней летаем к ней на родину, в Нижний Новгород. Значит, каждый месяц теперь ей надо откладывать 2000 руб. В общем, надо смотреть, какие и у кого льготы. У прокурора с з/п 30000 руб. отобрать бесплатный проезд — это одно, а у моей мамы с пенсией 2500 руб. за 50 лет стажа — наверное, совершенно другое. Пенсии мамы не хватает на полноценное питание, с фруктами, овощами, мясом и молочными продуктами. Уберут бесплатный проезд — они лишний раз до больницы не доедут! Действительно, льгот очень много. Но неужели трудно их учесть?

Ангелика.

На самом деле, у главного казначея страны — то есть Минфина — до сих пор нет даже точных цифр по количеству льготников в стране и получаемых ими льгот. Впрочем, нет единой системы учета льготников и у государства. Как объяснили нам в Федеральной службе госстатистики, каждое ведомство “берет на карандаш” только тех льготников, которые проходят через его органы. Скажем, обратился пенсионер за бесплатным лекарством — попал в базу данных Минздрава и социального развития, а если он к тому же получает пенсию участника войны через Минобороны — его еще и в этом ведомстве зарегистрируют. То есть кого-то могут посчитать дважды и даже трижды, а про кого-то и вовсе забудут.

Выходит, все цифры чиновники берут фактически с потолка. Минфин объявил, что в прошлом году льготы встали казне в 27 млрд. рублей — если выделить на все про все 171 млрд., все останутся довольны. Однако красивую министерскую арифметику тут же бросились оспаривать регионы.

Только по данным московских властей, на обеспечение льгот в столице пошло 18 млрд. рублей. Если к этому прибавить областных и питерских льготников, выйдет не меньше 25 млрд. рублей. А по прикидкам народных избранников, реальные расходы государства выше названной Минфином суммы минимум в пять (!) раз.

Впрочем, власть ничуть это не смущает. Она старается не замечать этого парадокса и продолжает гнуть свою линию.

Права и обязанности: почувствуйте разницу

Конституция РФ гласит, что наше государство обеспечивает поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая пенсии и иные гарантии соцзащиты. То, что правительство делает сейчас, — беззаконие. Размер компенсаций определен произвольно. Правительство и Дума хотят переложить заботу об инвалидах с государственных плеч на плечи самих инвалидов. Психологически ход рассчитан верно. Доведенные почти до отчаяния инвалиды на селе готовы получить в руки хоть какие-нибудь, но “живые” деньги. Но при предложенных мерах “социальной поддержки” и условиях их индексации выплат не хватит на полную оплату даже одной из отмененных льгот. Средняя стоимость санаторно-курортной путевки — 16 тыс. руб., проезд к месту лечения и обратно — 4 тыс. руб.

Президент Всероссийской общественной организации “Чернобылец” Ю.Семенов.

Министр здравоохранения и соцзащиты Михаил Зурабов пообещал всем льготникам по соцпакету. Из положенной каждому денежной надбавки вычтут 440 рублей. (Еще не успели прибавить, а уже забрали.) За это “счастливчику” полагается месячный проездной за 40 рублей, право бесплатно получать лекарства в аптеках и возможность по предписанию врача на льготной основе поправлять здоровье в санаториях...

Однако формулировка “право граждан на бесплатные лекарства” существенно отличается от “обязанности государства их предоставить”. И вообще, где уважаемый господин Зурабов видел такие цены? В среднем по стране проездной стоит 160 рублей, а в Москве и вовсе — 700. Набор лекарств для химиотерапии тянет на 20 тыс. рублей, а одно койко-место в самом простеньком санатории, к тому же зимой, не найти дешевле 400 рублей. В день. И самое главное. Льготы — это железная гарантия, что в результате самой жестокой инфляции старики выживут. А правительство не предложило этому никакой альтернативы.

Маловато будет!

Оценить, во что обходятся стране натуральные льготы, очень трудно. Никто не отслеживает, как часто льготники пользуются городским или пригородным транспортом, ходят в аптеки. Государство оперирует средними величинами, которые полностью зависят от порядочности транспортников, аптекарей и местных властей. Сейчас невозможно с уверенностью заявить, переплачивает или недоплачивает бюджет своим заслуженным гражданам: сумма льгот определяется чиновником. А он, если захочет, одним лишь росчерком пера припишет или сократит их размеры.

Поддержка льготников размазана по нескольким статьям бюджета. Бесплатные перевозки пенсионеров обозначены как поддержка транспорта, бесплатные лекарства именуются поддержкой здравоохранения и так далее. Новый закон не устраняет этих недостатков.

Раз нет точных сведений, нужно позволить льготникам самим решать: остаться с льготами или обменять их на денежную прибавку. По крайней мере, наши читатели хотят оставить последнее слово — право выбора — за собой. Они даже придумали, как это лучше сделать.

Анатолий Шапыркин, 69 лет:

— Сельским жителям — деньги, городским жителям — только льготы.

ЮИМ, e-mail: yim@mail.rb.ru:

— Дайте людям право самим решать, что им нужно — льготы или наличные. А чтобы правительство могло вовремя сверстать бюджет с учетом пожеланий, заявления о выборе того или иного подавать за 1, 2 или 3 месяца до начала обсуждения бюджета на следующий год. Вот так и определим, что перетянет — льготы или наличные.

Ольга, Москва:

— В крупных городах нужны льготы, т.к. компенсаций не хватит на оплату транспорта. В маленьких городах прибавка к пенсии в 700 рублей — колоссальная сумма. Поэтому надо дать пенсионеру решать самому, что ему надо: деньги или льготы. Пусть каждый пенсионер САМ оценит возможности и потребности и напишет заявление в собес на деньги. Или получит специальную именную карточку на льготы.

* * *

Возникает вопрос: может быть, люди просто чего-то не знают? Власти не смогли объяснить гражданам, что впереди их ждет настоящее счастье, и оттого такое повальное непонимание? Ничего подобного! Чиновники рангом пониже — в неменьшем смятении.

Журналисты “МК” обзвонили несколько управлений соцзащиты Москвы и области с вопросом: “Готовы ли вы заменить льготы денежными выплатами?”

— Да вы что?!! Нам практически ничего не известно! Указаний сверху никаких нет! Людей не считали, льготы не перепроверяли...

Обидно, что “под раздачу” попали самые нуждающиеся. Только раньше они страдали от рук врага, а теперь достается от собственного государства...

ВИЛКА НА ВСЮ СТРАНУ

Группа независимых депутатов разных политических взглядов (от Селезнева и Горячевой до Рыжкова и Похмелкина) намерена сегодня голосовать против законопроекта о монетизации льгот. О том, как скажется реформа на положении российских регионов и их населении, “МК” рассказал независимый депутат, член Комитета по бюджету и налогам ГД Михаил ЗАДОРНОВ:

— Этот закон является продолжением т.н. “реформы Козака” по разграничению полномочий между центром и регионами. Предложения правительства — хороший пример того, как неглупая идея полностью дискредитируется в ходе реализации. В 2005 году предлагается ряд изменений, последствия которых до конца не осознаны не только населением и главами регионов, но, боюсь, и самим правительством. Судите сами.

На уровень субъектов федерации спускается несколько совершенно новых или частично новых для них обязательств. Теперь они станут отвечать за выплату детских пособий (сейчас отвечает федеральный центр). На это потребуется 22 млрд. руб. в год.

Дальше — больше. 3 тыс. образовательных учреждений (в основном, профессионально-технических) передаются на содержание регионов. По скромной оценке Минфина, это встанет в 25 млрд. руб. в год. Причем до сих пор правительство не может согласовать списки передаваемых на региональный уровень учреждений...

Зарплату бюджетникам (учителям, врачам) в соответствии с принимаемым законом будут сами устанавливать и выплачивать органы власти субъектов федерации. Никакой помощи в этом деле Центр им оказывать больше не должен. Единая тарифная сетка уничтожается. Федеральный бюджет будет отвечать лишь за “своих” бюджетников — военнослужащих, работников науки, сотрудников музеев и т.п. Соответственно, та индексация зарплат работникам бюджетной сферы в размере 15—17%, о которой сейчас говорит правительство и на которую заложены деньги в бюджет 2005 года, касается только их.

Сейчас многие регионы не платят отчисления в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население — с 2005 года им придется это делать. Значит, еще плюс 40 млрд. руб. расходов.

Еще на области и республики возложено обязательство по денежной компенсации ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий (примерно 20 млн. человек). По оценке Минфина, регионам льготники обойдутся примерно в 60—70 млрд. рублей...

Теперь посмотрим, насколько адекватно увеличиваются доходы региональных бюджетов. Пока во всех принятых решениях просматривается дальнейшая централизация доходов бюджета. Правительство хочет забрать у субъектов федерации еще 1,5% налога на прибыль, водный налог (14 млрд. руб. в год), лесные сборы (еще 10 млрд. руб. в год). Если взять Фонд финансовой помощи регионам — да, его вроде собираются индексировать, но зато не собираются закладывать в нем специальный резерв на всякие экстренные ситуации, вроде неспособности регионов самостоятельно выплатить зарплату бюджетникам...

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, по грубым подсчетам, около 40 регионов попадают в финансовую вилку, не смогут справиться с возложенными на них обязательствами. Они станут перед выбором: или наращивать долги и дефицит бюджета, или отказаться от индексации детских пособий, зарплат, попытаться свести к минимуму денежные компенсации “своим” льготникам. Допускать этого нельзя. Согласитесь, неправильно, если в одной стране в двух селах или городах, находящихся по обе стороны от условной административной границы между субъектами федерации, люди будут получать разные по размеру детские пособия и зарплаты. Должна же быть какая-то единая социальная политика в масштабах всей страны.


Марина ОЗЕРОВА.

“В СЕЛАХ ЖИВЕТ ЛИШЬ 10% ЛЬГОТНИКОВ”

Валентин ВАРЕННИКОВ, первый зампред Комитета Госдумы по делам ветеранов:

— Валентин Иванович, что пишут избиратели в ваш комитет по поводу реформы?

— К нам приходит очень много писем, и ни в одном из них я не встречал просьбы заменить льготы денежными компенсациями. Все наоборот.

— А вот Путин говорит, что реформа во благо народу...

— На начальном этапе Путин сам сомневался в необходимости реформы. Но вокруг него много советчиков. И они убедили его — народ просит. Они спекулируют на сельских жителях. На самом деле подавляющее большинство ветеранов проживает в городах или населенных пунктах городского типа. Они имеют возможность пользоваться льготами. В селах живет всего лишь 10% льготников. Конечно, они ничего не получают, потому что государство не выполняет закон о ветеранах. Государство виновато.

— Многие льготники предлагают раскулачивать олигархов и депутатов вместо того, чтобы грабить пенсионеров. Вы бы тоже раскулачились?

— Вот Зурабов говорит: “Раньше мы выделяли на льготы 24 миллиарда, а сейчас — 171 миллиард”. Почему же раньше не выделяли 171? Не было денег? Их и сейчас нет, когда надо сделать новый танк или самолет. На самом деле деньги есть и всегда были, но не там, где надо. Во всех странах спирт — монополия государства. Почему мы не монополизируем спирт, это же 30 процентов бюджета? И рента с добычи природных ресурсов должна идти государству, а не в карман частника. И в Центробанке у нас огромные суммы. Конечно, надо быть готовыми — вдруг эта пирамида рухнет, как в 98-м. Но для этого достаточно 50 миллиардов долларов, а там чуть ли не в 2 раза больше! Спрашивается, почему бы не вкладывать эти деньги в дело, в нашу экономику, чтобы мы в конце концов вылезли из трубы?

Во всех странах мира есть определенные нормы отношений государства с олигархами. У нас их нет...


Алина КЕШОКОВА.



    Партнеры