Ежик в Пхеньяне

— Я тебе покажу, где раки зимуют, — на хорошем русском языке пригрозил юный артист в белой рубашке и красном галстуке. Российскому министру иностранных дел Лаврову показали в Пхеньяне спектакль про ежика, победившего злого льва.


Ежик символизировал народ Кореи, а лев — Америку. Политический спектакль был поставлен учениками школы с лингвистическим уклоном при Пхеньянском институте иностранных языков, как было объявлено, по мотивам сказки, которую рассказывал великий вождь Ким Ир Сен.

Десять лет назад мировые информагентства сообщили о смерти этого лидера, почти полвека стоявшего у кормила власти на севере Корейского полуострова. Тогда, в 94-м году, аналитики прогнозировали самые разные варианты путей, по которым будут развиваться дела в Корее. Одни предрекали жестокую борьбу за власть, другие — либерализацию и скорое объединение двух Корей. Ни схватки за “трон” (по крайней мере явной), ни идеологической сдачи не произошло. Так что же, никаких изменений после смерти Ким Ир Сена в стране и вокруг нее не было?

Да, Северная Корея остается страной весьма закрытой. Но бреши в стене, окружающей ее, постоянно пробиваются. Это и введение в строй мобильной связи, и Интернет — пусть не в таких уж больших масштабах, но все же. Визиты в Пхеньян южнокорейского президента Ким Тэ Чжуна, президента Путина и даже американской “железной леди” Мадлен Олбрайт — тоже знаковые события. Как и историческая поездка Ким Чен Ира по России на бронепоезде. Более того, на днях один из помощников южнокорейского экс-президента Ким Хан Чжун заявил, сославшись на высокопоставленный китайский источник, что лидер КНДР сообщил о намерении посетить Сеул “в подходящее время”. Когда это время наступит — большой вопрос. Как и то — было ли Ким Чен Иром действительно высказано такое пожелание. И все-таки это маленькие свидетельства того, что страна мало-помалу меняется, открываясь миру.

Было бы ошибкой полагать, что страна без Ким Ир Сена откажется от социализма. Он остается основой основ, со своей спецификой, очень мало похожий на тот социализм, что был у нас. Если идеологию чучхе (самостоятельность) связывают с именем покойного вождя, то с именем нынешнего лидера КНДР связана идея сонгун. Ее можно вкратце сформулировать так: без армии нет ни партии, ни народа, ни государства. Военное дело стало в Северной Корее приоритетным. Даже официальная должность Ким Чен Ира звучит как председатель государственного комитета обороны КНДР. А запуск в 1998 году спутника “Кванменсон-1” (“Светлая звезда”) привел Северную Корею в “клуб” космических держав.

В январе 2002 года Буш назвал КНДР наряду с Ираком и Ираном частью “оси зла”. Испуг главы сверхдержавы, ежегодно вбухивающей на военные нужды многие миллиарды долларов, перед маленькой страной выглядит по-театральному наигранным. В какой-то момент казалось, что вслед за Ираком может настать очередь КНДР. Но готовность северокорейского руководства обсуждать ядерную проблему на шестисторонних переговорах практически сводит на нет планы вашингтонских “ястребов”.

...В сказке, показанной российскому министру в Пхеньяне, могучий злой лев обижает маленьких лесных зверей, отобрав у них медаль. Но зверюшки во главе со смелым ежиком сообща побеждают узурпатора. Сказка ложь, да в ней намек...

Сколько книг написал Ким Ир Сен?

Он был куда более плодовит, чем Брежнев. При жизни президент КНДР опубликовал более 10 800 работ (1926—1994 гг.). Получается, 160 работ в год, или по одному трактату каждые два-три дня.

Большинство научных трудов Ким Ир Сена посвящено истолкованию идей чучхе, их общий тираж (на 60 с лишним языках мира) составляет 24 миллиона 570 тысяч экземпляров.

Как Ким Ир Сена увековечили

Ким Ир Сену были воздвигнуты многочисленные памятники еще при жизни, а после его смерти монументы стали местом поклонения безвременно ушедшему лидеру. Вот наиболее крупные из них.

Скульптурный ансамбль Мансудэ — в центре Пхеньяна бронзовая статуя президента Ким Ир Сена с высоко поднятой рукой. По бокам — мемориальные монументы, посвященные “антияпонской вооруженной борьбе” и “социалистической революции и строительству”. Сооружен в честь 60-летия Ким Ир Сена.

Монумент идей чучхе — комплекс высотой 170 метров с факелом из красного стекла на вершине, который светится ночью. По обеим сторонам обелиска — золотые буквы, символизирующие идеи чучхе, а у подножия монумента — скульптурная группа рабочего, крестьянина и интеллигента. За ними — скульптуры, символизирующие северокорейскую экономику, культуру и искусство.

Триумфальные ворота — сооружены из более чем 10 500 обтесанных брусков белого гранита, высота их достигает 60 метров, что на 10 метров выше Триумфальной арки в Париже. На Триумфальных воротах барельефные слова: “Песня о полководце Ким Ир Сене” и золотые цифры “1925” и “1945”, символизирующие год вступления президента на путь борьбы и его возвращение на родину.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру