Школа буратин

Учительство в России считается женской профессией (86% педагогов в школе — дамы), но авторы большинства оригинальных методик обучения — мужчины: Янкович, Ушинский, Макаренко... Именно они придумывают, как учить детей не всех по одному образцу и подобию, а каждого индивидуально.


Школы, в которых работают педагоги-новаторы, называются авторскими. Учеба в них строится по методике, разработанной либо одним человеком, либо коллективом единомышленников.

Например, московская “школа самоопределения”. Главное в образовании, по мнению ее директора, автора методики, не сумма полученных знаний, большая часть которых все равно забудется, а возможность самовыражения, индивидуального развития ребенка. В этом учебном заведении дисциплины делятся на три группы: обязательные, спецкурсы и интенсивы. В первую входят труд, литература, математика, история, обществоведение, физкультура. Спецкурсы — творческие и учебные мастерские — выбирают сами ученики: мировая литература, история искусств, религиоведение, психология, право, актерское мастерство, кино- и театральная критика, анатомия и медицина. Набор у каждого ученика получается свой, индивидуальный, но общее количество уроков в неделю должно быть не менее 25. Расписание занятий у ребят из одного класса не совпадает: пока одни зубрят историю искусств, другие занимаются психологией. Каждый ученик школы получает прекрасную возможность для индивидуального развития способностей, многие потом поступают в творческие вузы.

Другая методика — погружение в игру. Например, в одной из питерских школ ребята наряду с обычной математикой, химией, физикой и пр. изучают “волшебные” предметы: магояз (магический язык), локтегрызию (науку не сдаваться), нескажулию (обмен невысказанными мыслями), фолиантию (таинственные книги), колымагию (ремонт волшебных механизмов), натюрноморт (искусство изображать вещи живыми). За образец, конечно, была взята знаменитая школа “Хогвартс” из книг о Гарри Поттере. Наши педагоги заимствовали идею волшебства, деление на факультеты, соревнования. Но чародейство в российской школе — не главное. Ребята во время игры как бы строят свое учебное заведение. Позднее они полностью откажутся от хогвартской атрибутики и перейдут к развитию школьного самоуправления. Именно дети, как считают педагоги, должны быть хозяевами в классах, а учителя — лишь наставниками и воспитателями для них.

Еще одна оригинальная методика — сверхинтенсивное обучение. Оно полезно в тех случаях, когда необходимо за короткое время — скажем, перед экзаменами — повторить весь пройденный материал. Не секрет, что многие предметы даются в школе скучно и запутанно, дети с трудом их осваивают (а то и вовсе “проходят мимо”). Однако сдавать экзамены предстоит всем. Вот тут-то и пригодится интенсив. Автор методики отказался от традиционного линейного обучения, когда темы следуют строго одна за другой. Он берет самый сложный раздел учебника и начинает объяснение с него. Вокруг центра строится остальное. Если ученик помнит главное, считает педагог, то частности восстановит. Новатор сравнивает учебу с разглядыванием картины: если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, получится ли представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать общее объяснение, то кусочки легко встанут на место — и мозаика сложится.

У авторских школ много достоинств. Недостаток, пожалуй, лишь один — они плохо тиражируются. Что в принципе понятно: настоящий талант всегда уникален и не поддается копированию. Зато такие учебные заведения — как лучи света в темном царстве традиционной, еще с советских времен, отечественной педагогики.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру