Клиент созрел!

12 июля 2004 в 00:00, просмотров: 486

Для иноземного слова “менеджер” в русском языке есть довольно точное соответствие — “управляющий”. Служебные обязанности менеджера как раз и заключаются в том, чтобы правильно — с выгодой — управлять движимым и недвижимым имуществом клиента. Сегодня это руководитель предприятия (фирмы, компании) или одного из его подразделений.


Первыми менеджерами в России следует, пожалуй, считать управляющих в барских усадьбах. Отечественные Маниловы и Обломовы — обладатели сотен крепостных душ и тысяч десятин земли — ленились следить за крестьянами, ездить на работы, заниматься озимыми да яровыми. Эту скучную обязанность они перепоручали управляющим — как правило, немцам, — которые за небольшое вознаграждение заботились о преумножении господского имущества. Впрочем, “директора поместий” внакладе не оставались: деловые, практичные Штольцы за 15—20 лет службы скапливали приличное состояние и открывали собственное дело. Да и хитрые русские приказчики тоже улучшали свое благополучие за счет барского добра...

В наши дни менеджер обязан заниматься целым рядом проблем, связанных с бизнесом. Это не только непосредственное руководство персоналом фирмы, компании, но и разработка бизнес-плана, ведение деловых переговоров, заключение контрактов, организация торговой деятельности, продвижение товара на рынок, раскрутка бренда, создание положительного имиджа предприятия и т.д. В зависимости от круга обязанностей и места в служебной иерархии менеджеров можно подразделить на несколько категорий.

Топ-менеджеры. Это руководители высшего звена, элита управления, в их подчинении находятся крупнейшие корпорации и холдинги, десятки фирм, сотни тысяч людей. Они разрабатывают стратегию развития целых отраслей производства. За суперменеджерами идет настоящая охота, их перекупают за миллионы долларов — как футбольных звезд. Зарплата топ-менеджера начинается с нескольких сот тысяч долларов в год и уходит в бесконечность. Разумеется, таких спецов — единицы, и, чтобы подняться на вершину служебной пирамиды, нужны годы, десятилетия упорнейшего труда, недюжинная деловая хватка, немалый управленческий талант.

Менеджер по работе с клиентами. Это “рабочие лошадки” фирмы. Они ведут переговоры, готовят соглашения, обрабатывают клиента, чтобы довести его до нужной “кондиции”. А потом “тепленьким” передают в руки топ-менеджеров, которые и подписывают договоры. Зарплата начинающего менеджера-работяги — 400—500 “баксов” в месяц. Немного, но зато есть куда расти — в топ-менеджеры...

Офис-менеджеры. В их обязанности входит управление офисом компании, это “чистые” администраторы. Они следят за тем, чтобы все колесики сложного людского механизма крутились как надо, не было сбоев и остановок. Офис-менеджеры, однако, наблюдают не только за работой персонала, но и занимаются техникой, оснащением рабочих мест. Современный администратор должен в совершенстве знать ПК, уметь работать с факсом, принтером, копировальным аппаратом и т.д. А самое главное — уметь общаться с подчиненными, быть в меру демократичным и требовательным, а когда надо, и жестким. Офис-менеджер — в зависимости от трудового стажа и объема выполняемой работы — может рассчитывать на 1—1,5 тыс. “зеленых”.

Менеджер по подбору персонала. В советские времена подбором работников на предприятии занимался отдел кадров. Там, как правило, работали женщины в возрасте “далеко за”, озабоченные тем, чтобы приказы вовремя попадали на подпись к начальству. Современный Human Relation Manager (HRM) — так по-научному называется эта должность — второй человек в фирме. От него во многом зависит, как она будет работать. Персонал-менеджер должен подобрать квалифицированных специалистов, создать команду, способную решить любую задачу. Старый проверенный способ — брать подчиненных “числом поболее, ценою подешевле” — уже не актуален. Нынче популярно другое правило — “лучше меньше, да лучше”. HR-менеджер должен найти такого человека, который максимально бы соответствовал должности. “Кадровик” рассматривает резюме претендентов, проводит собеседование, изучает рынок труда, занимается разработкой инструкций и режима рабочего дня. Он должен быть хорошим психологом, уметь разбираться в людях. Начальниками отделов кадров в советские годы работали отставные (или действующие) сотрудники “органов”. У них глаз был — алмаз... Зарплата опытного HRM — 1,5—2 тыс. долл. в месяц.

Менеджер по продажам. Его задача — следить за тем, чтобы товары хорошо продавались. Это не столько управленец, сколько маркетолог, специалист по продвижению продукции на рынок. Он работает в тесном контакте с менеджером по рекламе и бренд-менеджером. “Рекламный” менеджер организует кампанию по “раскрутке” товара через наружные средства “агитации и пропаганды” (щиты, растяжки. постеры, объявления в транспорте) и через заказные материалы в СМИ. Он тесно сотрудничает с рекламными агентствами. Бренд-менеджер продвигает фирменный знак компании, делает его узнаваемым и привлекательным для покупателя. Их зарплата — от 500 до 1000 долларов.

PR-менеджер. Он главным образом отвечает за создание положительного имиджа всей фирмы. В круг его обязанностей входит “плотное” взаимодействие со СМИ — проведение брифингов, пресс-конференций, презентаций и т.д. “Пиарщик” работает не один, а в команде с менеджером по рекламе и бренд-менеджером. Его месячный оклад — не менее 1000 “зеленых”, а в крупных фирмах, где имеется собственная PR-служба, даже больше.

Где сегодня учат на менеджеров? Да почти везде: 65% госвузов и 90% коммерческих учебных заведений имеют управленческие специальности и факультеты. Самое общее менеджер-образование дают экономфаки и факультеты управления университетов. Более узкую специализацию можно получить в технических, гуманитарных, творческих и медицинских вузах. Поэтому, прежде чем идти учиться, следует решить, чем именно вы хотите заниматься после получения диплома. Если продажей машин — прямая дорога в технический (желательно “автомобильный”) вуз. Если туристическим или гостиничным бизнесом — идите на соответствующий факультет академии, если организацией шоу-программ — направьте стопы в институт культуры. А если медицинскими или образовательными услугами, то не обойтись без диплома мед- и педунивера.

Будущему менеджеру приходится много заниматься. Он должен быть настоящим докой в управлении, экономике, юриспруденции, психологии, социологии, знать все о налогах, маркетинге, рекламе и делопроизводстве, хорошо владеть иностранным языком. Кроме того, всегда быть безупречно одетым и вежливым, коммуникабельным и доброжелательным. Зато усилия того стоят: хороший менеджер всегда востребован на рынке труда. За напряженную работу с ненормированным рабочим днем и нервными перегрузками фирмы и компании готовы платить достаточно щедро...




Партнеры