“Эта страна больна”

“Можно строить небоскребы, разрешать вооруженные конфликты, но если в стране принято выяснять отношения, убивая человека, который тебе не нравится, — эта страна больна”, — говорит Питер Хлебников, младший брат трагически погибшего от пуль бандита Пола Хлебникова, журналиста, публициста, редактора русского издания “Форбс”.

В среду довольно неожиданно в Москве появились перед прессой братья Пола — Майкл и Питер. Причину, по которой они решили выступить публично, объяснил один из них: “Нас воспитывали как русских, и, хотя мы американцы и любим свою страну, мы росли на русских книгах, которые нам читала мама в детстве, и русских стихах. Нам небезразлично, что происходит в России, так же как не было безразлично Полу.

— Когда у вас был последний разговор с Полом, о чем вы говорили и не высказывал ли он тревоги или беспокойства?

— Мне позвонил Павел (братья называют погибшего его российским именем) за несколько часов до своей смерти, что довольно странно. Он позвонил и моей сестре тоже, своей жене. Мне он почти никогда не звонил, потому что был чрезвычайно занятой человек, мы обычно общались по электронной почте. И вдруг этот звонок...

Пол был в очень хорошем настроении. Я рассказал ему, как мы живем, мы говорили о наших планах пойти в горы, в поход с детьми. Сейчас я думаю над этим звонком: часто люди, которые испытывают тревогу и их что-то гнетет, начинают звонить своим близким, чтобы так подбодрить себя. Мне кажется, этот звонок был именно таким.

— Он говорил о своей работе?

— Он был полон энтузиазма. А журналисты знают, что жизнь в России нелегка. И тем не менее он был полон оптимизма, был в замечательном настроении и очень доволен тем, как развивается издание “Форбс” в России.

— Известно, что Пол думал писать новую книгу. Знаете ли вы, о чем она?

— У Павла был контракт на один год работы в России. Но он говорил нам, что хотел бы остаться дольше. Единственное, что его беспокоило здесь, — разлука с семьей, женой. Он их видел раз в месяц по нескольку дней всего. И он планировал перевезти семью в Москву. Он действительно хотел писать книгу. Он хотел продолжить то, чем занимался еще в университете, когда писал докторскую диссертацию о столыпинских реформах. Его привлекала российская история. И книга тоже подразумевала исторический сюжет.

— Как изменилось ваше отношение к России?

— Мы, как и наш брат Пол, любим Россию. Но для него она всегда была чем-то особенным. Пол был из тех, кто наиболее оптимистично смотрел на будущее вашей страны. В целом мы понимаем, что Россия чуть больше десяти лет живет по-новому. А ни одна эпоха перемен не проходит спокойно. И мы как семья Пола продолжаем оптимистично смотреть на Россию, несмотря на эту трагедию.

— Чувствовал ли себя Пол в России менее безопасно, чем в США?

— Да он, конечно, осознавал, что жить в вашей стране тяжелее. Но он как профессионал понимал, что за него его работу никто не сделает. Конечно, он осознавал, что рискует, но, видимо, недооценил этот риск.

— Сейчас обсуждается много версий убийства Пола. К какой склоняетесь вы?

— Мы очень мало обсуждаем версии. Даже стараемся не читать газет. Есть явные спекуляции. Но мы не знаем. Мы пытаемся получить ответы из нескольких источников, как это часто делал Пол, но мы не знаем. В этой связи мы хотим сказать вот о чем: для России способность раскрыть это преступление есть возможность показать всему миру, что вы контролируете происходящее в собственном государстве.

— Как будет организована процедура похорон? Останется ли тело Пола в России или его перевезут в США?

— После панихиды в храме Христа Спасителя мы заберем тело Пола с собой в Нью-Йорк и будем хоронить в Соединенных Штатах. Мы думали о том, хоронить ли Пола здесь, ведь он так любил Россию, столько прожил здесь и потерял здесь свою жизнь. Но все же мы хотели, чтобы он остался с нами, и его похоронят в Америке.

— Как пережили случившееся жена Пола, его дети?

— Его жена — сильный человек. А для семьи — это страшная трагедия. Его маленькая дочка сказала, когда узнала, что папы больше нет: “Почему он был со мной только четыре года, а Бог забрал его навсегда?”


P.S. В Преображенской церкви храма Христа Спасителя прошла панихида по Полу Хлебникову. Гроб с телом журналиста прибыл на траурном “Кадиллаке”.

— Я специально прилетел из Австралии, чтобы проститься с Полом, — говорит владыка Илларион, архиепископ Австралийский и Новозеландский. — Я хорошо знал всю его семью. Пол был верующим и добропорядочным человеком. Я горжусь тем, что крестил его племянников, сыновей Майкла.

Заупокойную службу провел наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон. У гроба Пола с зажженными свечами молились об упокоении души два родных брата — Питер и Майкл, посол США в России, политик Дмитрий Рогозин, его друзья и коллеги. С соболезнованием приехал Борис Немцов.

16 июля в Нью-Йорке в Свято-Никольском кафедральном соборе начнется отпевание Пола Хлебникова.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру