Курам-гриль на смех

— Да вы что?! Есть уличную шаурму, чебуреки-беляши или курицу-гриль можно, только если тебе грозит голодная смерть, — говорит санитарный врач Людмила Волхонская.

А ее коллеги-санврачи признаются:

— На самом деле проверить качество фаст-фуда в Москве можно только одним способом: съесть и отравиться.

Сэсники знают, что говорят: в ходе своих инспекционных рейдов по городу только пьют чай.

Площадь у станции метро “Бабушкинская”. Отсюда начинается рейд Центра госсанэпиднадзора СВАО. Время обеденное, идеальное для проверок точек с фаст-фудом. Мы (два санврача без охраны и журналисты) выходим на “дело”.

— Нам охрана не положена. Хотя нередко угрожают. Например, когда закрывали точки “общепита” на ВВЦ, — говорит Людмила Александровна. — Там больше всего нарушений, ни одного профессионального повара не работало!..

— Это что у вас? — врач отодвигает грязную занавеску в тонаре с вывеской “Куры-гриль XXI век”. — Вы знаете, что салатами торговать запрещенно, тем более в таком виде?

В грязном пластиковом мешке на полу под столом — нарезанная капуста с морковкой. В морозильной камере еще такая же ледяная салатная глыба. Продавец по фамилии Ибрагимов растерянно моргает, но на все вопросы у него ответы заучены: одежда в стирке, документы будут завтра, воду не заказал — забыл, холодильник скоро привезут, а куриц своих он сам ест каждый день и, как видите, здоров. Но на санитарных врачей его отговорки не действуют. Ибрагимову выписывают приглашение в Центр госсанэпиднадзора на следующий день. Если он не предъявит необходимых документов, то его оштрафуют. А на сегодня работа точки должна быть прекращена.

По мнению работников СЭС, основной причиной ухудшения качества столичного фаст-фуда стало принятие три года назад нового закона о защите предпринимательства. Теперь санврачи не имеют права проверять точки питания чаще, чем раз в два года, если только от граждан не поступит письменной жалобы в СЭС. Их даже прокуратура проверяла: не надоедают ли лишний раз несчастным торговцам.

— Нельзя ли побыстрей? — торопят проверяющих покупатели. — Людей от работы отвлекаете...

Понять то, что сотрудники СЭС заботятся в первую очередь об их здоровье, москвичи и гости столицы не хотят.

— И чего возмущаются-то? Был случай, когда в кафе люди отравились печеночным паштетом, — рассказывает врач Волхонская, — так нам пришлось буквально по граммам отслеживать, кто его ел. Узнали даже, что часть забрала домой уборщица, пришлось всех ее родных проверять.

...Продавец кваса, завидев проверяющих, “сделал ноги”, бросив посреди площади целый кег — 20-литровую железную флягу с квасом — и тележку с напитками.

— А как узнать, что квас качественный, даже его не пробуя? — не унимаюсь я. — Ведь может и одного глотка хватить для расстройства желудка.

— Бочки с квасом на выезде с завода-изготовителя в обязательном порядке пломбируют, — объясняет Людмила Александровна, — но увидеть маленькую пломбу можно, только если залезть верхом на бочку, так что кеги в этом плане безопаснее. Если увидите, что квас наливают в бочку прямо на улице — бегите от такой точки. А еще лучше — сразу жалуйтесь нам.

Каждая точка, торгующая в Москве фаст-фудом, должна иметь: сертификат соответствия на продукцию, разрешение от СЭС и управы на сезонную торговлю, ассортиментный перечень, накладные, качественное удостоверение. В случае с квасом в обязательном порядке должны быть документы об обработке емкости. А у продавцов в обязательном порядке — медицинские книжки. По статистике, 60% точек фаст-фуда закрывают и штрафуют из-за отсутствия документов, 23% — по неудовлетворительному санитарному состоянию, у 17% нарушения в ассортименте.

— Предприниматели обязаны регулярно приносить к нам в лабораторию свою продукцию на проверку, у нас ведется специальный журнал. Мы регулярно выявляем в курицах-гриль, которых жарят на улице, наличие сальмонелл. Представляете: если торговцы на анализ приносят зараженный и плохо приготовленный продукт, то чем они кормят людей? — возмущается Волхонская.

Но, как говорят сами сотрудники СЭС, для большинства предпринимателей, торгующих продуктами в ларьках, их штрафы — дело обычное. Никто санврачей особенно не боится. И правда, минут через пятнадцать после проверки закрытые санитарными врачами палатки начинают активно работать.

Неподалеку еще одна палатка “Куры-гриль XXI век”. Мясо в шаурме — не прожаренное: внутри свинина розовая, с кровью, как раз на “вкус” микробов. “Запрещенный” салат лежит тут же на пластмассовом подносе, продавец мешает его деревянной лопаткой.

— А я бы и отравился шаурмой, уж больно есть хочется, — сказал наш фотокор и протянул 40 рублей ларечнику, — меня в армии еще и не тем кормили, желудок-то привычный...

Увы, так же думает большинство. Поэтому и бороться с уличной жрачкой в Москве санврачи не могут при всем желании: нет заявлений — нет и проверок. Они могут только предупреждать: “Не ешь, козленочком станешь”. Вот и весь итог нашего совместного рейда.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру