К кому приходит детство?

У нас в гостях — главный редактор известного детского журнала “Миша” Нина Грозова. Лет двадцать назад она работала в “МК” корреспондентом отдела школьной жизни и печатала интервью и репортажи под девичьей фамилией Стожкова. Позже, став писательницей и поэтессой, оставила эту фамилию литературным псевдонимом. А теперь, вспомнив репортерскую юность, Нина Стожкова решила взять интервью у... Нины Грозовой.

— Привет, Нинон! Так, кажется, тебя называли в “МК”?

— Кое-кто до сих пор так кличет. Друзья, по-прежнему работающие в моей родной газете (когда-то ее называли молодежкой), и сегодня молоды душой, а я так вообще давно в детство впала. Вторую (после “МК”) часть жизни работаю в “Мише” — журнале для детей от пяти до двенадцати.

— Сочувствую! В стране столько всего за это время случилось! Не только мы, репортеры, но и читатели “МК” не одну жизнь прожили. А у вас в детском журнале, вроде бы, все одно и то же: стишки, загадки, картинки, два притопа — три прихлопа…

— Если бы! И родители, и дети сегодня не такие, какими были двадцать, даже десять лет назад. Малыши — так вообще прямо с горшка за компьютер прыгают. Их внимание одними загадками про елочку и сказками про зверюшек уже не удержишь. Да и сказки теперь другие: их герои в Интернете и в виртуальном мире путешествуют. А в компанию к Бабе Яге и Змею Горынычу теперь затесались компьютерный вирус, динозавры и прочие современные силы зла.

— Да, сил зла и в жизни хватает. А как у вас в журнале обстоит дело с дефицитными нынче силами добра?

— Есть такие! И не только в сказках. В первую очередь — это наши авторы, которые, несмотря на мизерные гонорары, не забрасывают свой подвижнический труд. У нас в “Мише” критерий один: интересно ли это детям. Для детей ведь нет понятия “звездности”. Мы в “Мише” публикуем немало талантливых писателей, живущих в российской глубинке, которые не могут пробиться в Москву, заявить о себе в столичных изданиях, слегка потеснить “раскрученную” обойму. Ирония судьбы — в том, что писатели, входящие в эту модную тусовку, возглавляемую Эдуардом Успенским, в мою бытность в “МК” обвиняли тогдашних мэтров детской литературы, того же уважаемого С.В.Михалкова, в том, что они узурпировали книжное пространство. А нас, признаться, мало волнует, “почвенник” наша автор или “западник”. Лишь бы было свежо, талантливо и нескучно. Жаль только, рассказов — таких, как писали Драгунский и Носов, — нынче никто не пишет. Умирающий жанр. Хорошо хоть Емец выручает. Кстати, известного нынче беллетриста Дмитрия Емеца (“папу” Тани Гроттер) мы начали печатать еще тогда, когда Дима был начинающим, малоизвестным автором. Разумеется, стараемся не снижать планку и публикуем на страницах “Миши” Новеллу Матвееву, Виктора Астафьева, Владислава Бахревского и других замечательных писателей и поэтов. Между прочим, и Эдуарда Успенского мы тоже когда-то печатали — историю в картинках про Веру и Анфису.

— Правильнее сказать — комикс.

— Нет, история в картинках — это наше ноу-хау: его, и не только его, между прочим, у нас позаимствовали другие детские издания. В советское время “Миша” выходил на восьми иностранных языках и успешно конкурировал с западными детскими журналами, тем же “Пифом”. Кстати, нас очень радует, что недавно “Пиф” возродился с хорошим тиражом. Значит, детские журналы востребованы и на Западе, в мире высоких технологий. Давно уже ведутся разговоры о распространении “Миши” в Германии — ведь не одно поколение гэдээровских немцев выросло на нашем журнале, да и российских эмигрантов там сейчас около трех миллионов. Сейчас подводим итоги конкурса рисунков “Мы любим сказки Германии” — так вот, победитель поедет в Берлин с папой или с мамой. А сотня лучших маленьких художников получит множество подарков от журнала “Миша”, от посольства Германии в Москве, от спонсоров этого проекта.

Недавно в журнале мы объявили викторину “Россия — Родина моя, хорошо ли мы знаем ее?” — и получили столько острых писем от детей, что сами не ожидали. Современные мальчишки и девчонки мыслят самостоятельно, не боятся, если их мнение идет вразрез с тем, что думают тети и дяди в редакции. Да они и практичнее нас, пионерских романтиков.

— В смысле?

— В конкурсах участвуют не за грамоты, а за вполне конкретные призы.

— А в Мишу, в смысле в медвежонка, эти маленькие прагматики верят?

— Еще как! Пишут письма: “Миша, как же ты зимой журнал выпускаешь, если должен в спячку впадать?” Еще просят рассказать, какая у Миши берлога, рисуют его портреты, присылают рецепты разной вкуснятины с медом и малиной, помогают косолапому детективу преступления раскрывать…

У нас замечательные художники: Игорь Гончарук, Владимир Уборевич, Александр Лебедев — их никакая компьютерная графика не заменит. Не говоря о том, что главный художник “Миши” Андрей Артюх — автор оформления десятков детских книг.

— Ладно, это все взрослые слова: “графика”, “оформление”… Сейчас лето, между прочим, каникулы.

— И день рождения “Миши”. Первый номер вышел в свет в июле 1983 года. Так что наш “Миша” хоть и вполне взрослый, но юн душою, любит повеселиться и пошалить.

— Как и мы с тобой, подруга! Жаль, что проблем с годами меньше не становится.

— И не говори! У “Миши”, как и у всех, главная проблема — деньги. Одна надежда — на наших верных подписчиков, которые живут от Карелии до Тихого океана.

Между прочим, подписаться на “Мишу” можно с любого месяца, не обязательно ждать осени. Наш девиз: “Кто “Мишу” читает — тот пятерки получает!” У нас множество познавательных рубрик, уроки иностранных языков, рассказы о животных, об истории, о мире вокруг нас. Кстати, родители пишут, что они тоже узнают из “Миши” много нового и интересного. Однако когда дело доходит до того, чтобы открыть кошелек, иной папа скорее купит пива, а мама — конфеты, чем детский журнал.

— Словом, чаще впадайте в детство, господа, и помните, что деньги, вложенные в детей, самые надежные инвестиции в наше ненадежное время!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру