Езда пока не светит

19 июля 2004 в 00:00, просмотров: 398

Монорельсовую дорогу москвичи уже начали воспринимать как новый аттракцион, который почему-то забыли подключить. Запуск супертрассы откладывался уже несколько раз. Теперь ее, как и в прошлом году, обещают пустить к Дню города. Однако, как удалось узнать “МК”, шансы покататься на монорельсе в сентябре невелики.


— Пора уже исключить порочную практику сдавать важные объекты к знаменательным датам. Надо ли повторять ошибки прошлых лет? — сказали нам в отвечающей за строительство монорельса компании. Из чего многое сразу же стало ясно.

Монорельс казался властям панацеей от всех дорожных бед. И “пробки” надземному транспорту по барабану, и коммуникации для его строительства переносить не нужно, и деревья целы, и бесшумный он, и экологически чистый.

ВВЦ выбрали начальной (или конечной?) точкой для первой российской монорельсовой дороги не случайно. Отцы города очень надеялись, что в 2010 году именно здесь пройдет престижная международная выставка “ЭКСПО”. Но, увы, местом проведения “ЭКСПО” выбрали Шанхай, когда бросать на полпути уже начатое строительство было поздно. Однако если два года назад объявили о том, что линией монорельса соединят “Тимирязевскую” и “Ботанический сад”, то теперь этот маршрут сокращен до Северного входа на ВВЦ (станция “ул. Сергея Эйзенштейна”). В итоге монотрасса стала короче на 2,5 километра, а станций построено не 12, а 6. Но даже этот усеченный маршрут никак не сдадут.

Первоначально монорельсовую дорогу планировалось открыть на прошлый День города. Затем в качестве сроков пуска назывались конец 2003 года, январь, март, май, июнь этого года. Чем вызвана такая задержка?

— Это естественно, ведь дело касается нового технически сложного вида транспорта, нужны были дополнительные испытания в соответствии с ГОСТом, — сказали нам в ОАО “Московские монорельсовые дороги” (“ММД”).

Задержка вызвана в том числе и передачей монорельса в ведение метрополитена. И, как следствие, детальным изучением вопросов безопасности пассажиров на этом экспериментальном (так он проходит по документам) транспорте. В метро к монорельсу отнеслись настороженно и поставили условие: пока он не откатает 8 тысяч испытательных километров, ни о каких пассажирах не может быть и речи. Возможно, это связано с аварией, которая произошла во время обкатки состава в феврале: тогда по непонятным причинам состав сошел с путей на повороте, и пришлось менять сотни метров поврежденных кабелей.

Впрочем, злые языки выдвигают иные версии задержки пуска. Например, то, что, торопясь сдать монорельс, строители делали все тяп-ляп, обшивали станции в мороз гипсокартоном, который через некоторое время начал лопаться. Или (совсем уж необычная версия) что строители не предусмотрели проделок ворон, которые таскали на пути ветки и стаканчики из соседнего “Макдоналдса”.

По некоторым данным, 5-километровый монорельс уже встал городской казне примерно в 60 миллионов долларов. Конечно, это дешевле, чем строительство метро (1 км метро стоит от 30 до 90 миллионов долларов). Но и по пассажироперевозкам эти два вида транспорта сравнивать некорректно.

Монорельсовый состав будет провозить немногим больше пассажиров, чем обычный трамвай. Что же касается стоимости проезда, то тут все совсем загадочно. Сначала шли разговоры о том, что разовая поездка на монорельсе будет стоить 10, потом 30 рублей. А сейчас ходят слухи, что разовая поездка от ВВЦ до “Тимирязевской” обойдется в 50 рублей — якобы такие тарифы утвердило московское правительство на основании рекомендаций Департамента транспорта и связи города. В противном случае, по расчетам чиновников, новая дорога себя не окупит. Однако в ОАО “ММД” нам эту информацию опровергли. Как сказал его представитель Александр Нефедов, это социально значимый вид транспорта, а значит, стоимость проезда в нем в любом случае будет не выше, чем в других видах общественного транспорта. Обсуждается предложение ввести на монорельсовой дороге такую же систему оплаты, как и на метрополитене: через такие же турникеты, такими же билетами на 1, 2, 5 и т.д. поездок.

А еще в ОАО “ММД” нам поведали, что все 6 станций уже практически готовы — сейчас заканчивается монтаж защитных сооружений и системы оплаты проезда. Когда их запустят, ходить они будут сначала с интервалом в 3,5, а потом в 2 минуты.

Но несмотря ни на что московские власти не теряют надежды развивать монорельсовые магистрали в городе. Тем более что последующие ветки будут дешевле (не нужно будет тратить деньги на те же испытания). Возможно, даже эту экспериментальную трассу со временем все же продлят до Ботанического сада. Есть также планы проложить монорельс до “Внуково” вдоль Киевского шоссе (начальная точка отправки еще не выбрана). А в будущем монорельсы, возможно, будут строить на территориях природных и развлекательных зон (на ВДНХ, Лосином Острове, в Москва-Сити, Крылатском, “Шереметьево” и т.д.). Есть даже замысел проложить экскурсионную дорогу вдоль Москвы-реки.

Но это все — туманные перспективы. Пока монорельс на глазах у изумленной публики методично нарезает круги без пассажиров. Испытания продолжаются.


СПРАВКА “МК”.

Первый в мире монорельс появился в Японии в 1957 году в качестве аттракциона. А в Москве впервые монорельс хотели построить еще в 1960-х годах. Тогда были разработаны планы строительства линии от станции метро “Автозаводская” до Коломенского. Но от планов позже отказались: монорельсовая линия не справилась бы с нагрузкой, и вместо монорельса построили метро.



Партнеры