Два мира две войны

В конце прошедшей недели состоялся семинар, который по накалу страстей вполне мог бы конкурировать с последним съездом ЦК КПСС. В посольстве Великобритании британская полиция, российская милиция и представители фан-клуба ЦСКА целый день обсуждали тему “Методы контроля над поведением футбольных болельщиков”.

По идее, две страны должны были делиться опытом. Только в итоге получился некий своеобразный инструктаж российской стороне от английских коллег. Как наши органы правопорядка могут делиться опытом, если у них его, по сути дела, никакого? Кроме знаменитого “креслопада” в Лужниках в 2001-м, столкновения фанатов ЦСКА с ОМОНом в 2002-м в Раменском, драки фанатов “Спартака” с ростовским ОМОНом в 2003-м... Сезон-2004 еще не закончился, но известная всем “горячая точка футбола” — Ярославль — уже оскандалилась разборками все того же ОМОНа с местными болельщиками...

Справедливости ради надо сказать, что британцы когда-то переживали примерно то же самое. Когда в Советском Союзе еще не хотели войны, в Англии фанаты уже гибли в драках за цвета своего клуба.

— У государства ключевая роль, — говорит Брайн Дрю, старший полицейский офицер национальной криминальной полиции, — потому что законы принимает именно государство. Закон, касающийся футбола, работает у нас уже 18 лет, и мы продолжаем его совершенствовать.

К слову, в России последний пакет нормативно-правовых актов, регулирующий охрану правопорядка на стадионах, был принят в 1983 году. То есть на стадионах у нас советский режим существует до сих пор? Более того, этот пакет — служебная инструкция, которая огласке не подлежала.

На самом деле разработка закона по обеспечению охраны правопорядка у нас все же ведется, но принят он будет, по словам Игоря Коновалова, заместителя руководителя ГУВД Москвы, где-то в конце года... И дай-то бог, чтобы он был хотя бы принят.

Закон в Великобритании суров, но это закон!

За любое правонарушение во время матча футбольный болельщик в следующий раз может и не попасть на стадион. У него отбирают абонемент, а в паспорте ставится соответствующий штамп. Сроки “отставки” могут быть разные — от нескольких дней до 10 лет. Можно до хрипоты спорить о правах человека. Но, по словам Джона де Квита, главы администрации футбольного лицензирования, на данный момент из 29 миллионов, посещающих английскую премьер-лигу, на стадион не допускаются 2 тысячи. То есть остальные 28 миллионов “с хвостиком” ходят совершенно свободно и спокойно. А для этого надо всего лишь не нарушать закон, который знают все.

Для меня же до сих пор остается загадкой, почему при входе на стадион, например, в Казани отбирают зажигалки. Хотя в билете черным по белому написано, что они разрешены... Милиция объясняет свои решения мерами безопасности. Как и толпы своих коллег с рациями вокруг секторов, четыре-пять кордонов внутренних войск вокруг стадиона и томительное ожидание выхода после матча.

— За все беспорядки, которые происходят на стадионе, у нас отвечает клуб, — говорит господин де Квит, — полиция охраняет только улицы и прилегающую к стадиону территорию. На стадионе дежурят стюарды, в подтрибунном помещении находится штаб, куда поступает вся запись с видеокамер. Оператор штаба имеет связь со стюардами, полицией, работающей за стенами стадиона, “скорой помощью” и пожарными. Под присмотром находится каждый человек, сидящий в секторе. Если нарушителя не поймают сразу, завтра придут к нему домой...

— Мы пытаемся внедрить систему видеонаблюдения, — замечает Игорь Коновалов, — но технически это почти невозможно. Даже в Москве, где стадионы лучше, чем в регионах. Сейчас стараемся оснастить видеокамерами “Динамо”, но это вопрос будущего...

Судя по докладам британских полицейских, камеры им могут и не понадобиться. На фанатов работает целое подразделение, куда входят и оперуполномоченные, и следователи, и аналитики, и группа быстрого реагирования... Полицейский должен знать в лицо каждого хулигана, в том числе и подробную информацию о нем. Поэтому они без особого труда делят всех посетителей на обыкновенных болельщиков и хулиганов, что значительно облегчает им задачу. Это нетрудно, если работаешь на одном месте несколько лет.

В России подобное подразделение тоже существует. Правда, совсем недолго и с учетом жуткой текучести кадров развивается довольно медленно. Что вполне объяснимо: не каждому хочется работать в выходной день и за копейки... Пока радует одно: на некоторых стадионах старшие милиционеры дежурят из матча в матч одни и те же. Хорошие они или плохие — не важно. Важно, что рано или поздно решать проблемы совместно с представителями фанатов соглашаются, а не занимаются самоуправством. При отсутствии закона это пока оптимальный выход.

Схемы английских стадионов ввергли в уныние всех, кто хоть раз был на футболе в Лужниках или Черкизове. После игры английские сектора очищаются настолько быстро, что можно не успеть даже покурить.

— Турникеты у входа на стадион не рекомендуются категорически, — говорит Джон де Квит, — как и винтовые лестницы. Это вызывает столпотворение и автоматически озлобляет толпу. Даже если там нет ни одного хулигана...

На наших стадионах за восемь минут тебя выведут только в кутузку. Рекордный срок, который простоял корреспондент “МК” на секторе после матча, — 40 минут в Лужниках. Это было дерби “Спартак”—ЦСКА. Ноябрь. И минус 20 на улице...

— К сожалению, наше метро не позволяет впускать так быстро посетителей, как хотелось бы, — говорит Игорь Коновалов, — пропускная способность того же эскалатора очень низкая. Люди будут толкаться, и есть риск поломать ноги.

Есть риск поломать ноги не только в метро, но и при входе на стадион. Поголовный обыск, так активно практикующийся на футболе в последнее время, уже получил статус крайней необходимости и вызвал необыкновенную толчею. Понятно, когда речь идет о сумках, где можно спрятать взрывчатку. Эхо терактов будет звучать еще долго. Но спрашивается: зачем корреспондента “МК” в Казани просили снять кроссовки? Что это за взрывчатка, которую можно спрятать в шнурки?

— Мы тоже обыскиваем зрителей, — говорит Брайн Дрю, — полицейский может остановить подозрительную личность и произвести досмотр. Это же право имеет и стюард в секторе, но очень быстро и выборочно. Не всех же подряд! Если что-то найдут, то арестуют. Также посетителя арестуют за нахождение в пьяном состоянии. У нас разрешена продажа спиртного на стадионах. Это позволяет контролировать качество, градусы, поведение... Уменьшает количество желающих попасть на стадион в последний момент. И в конце концов они ведь все равно напьются! Но мы разрешаем выпить, а не напиться...

Стоит ли говорить о продаже спиртного на стадионах в России, когда на улицах Москвы пить пиво порой крайне опасно! Можно лишиться не только денег, но и почек в ближайшем отделении милиции.

Безусловно, британская система правопорядка на первый взгляд выглядит идеальной. Но применима ли она в России? Думаю, что нет. По крайней мере сейчас. Во-первых, закон начнет работать далеко не через один год. Во-вторых, помешает наша знаменитая способность обходить законы. Опять же для начала придется бороться со взятками, спекуляцией, хамством и дураками у власти... А тут уже ни один закон не поможет. Если запрещать фанату ходить на футбол за любое нарушение, то ходить будет просто некому.

Поэтому выходы из сложившейся ситуации милиция, руководители клубов и фанаты ищут другие. Рядом с милиционером теперь обязательно находится стюард, представителям фан-клубов разрешили дежурить в секторах и в случае чего обращаться к представителям органов. Руководители футбольных клубов с грехом пополам, но заступаются за своих болельщиков. Как правильно сказала в своем докладе исполнительный директор фан-клуба ЦСКА Мария Грузова: “Невозможно решать этот вопрос без диалога между фанатами, представителями правоохранительных органов и руководством футбольных клубов, как невозможно обойтись без его объективного освещения средствами массовой информации. Именно эти четыре стороны способны и должны влиять на ситуацию на наших стадионах и около них”.


P.S. Пока корреспондент “МК” писал эту заметку, вспомнил один диалог с милиционером, который просил снять баннер, агитирующий против дудок.

Честно спрашиваю:

— Почему мы должны его убрать?

— Потому что он мне не нравится, — невозмутимо ответил милиционер.

Впрочем, это было на баскетболе...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру