Деньги на воду!

24 июля 2004 в 00:00, просмотров: 407

Этим летом в Москве предметом для разговоров бизнес-элиты стали не курс евро, не политика и даже не судьба ЮКОСа. Главная тема для обсуждения — кто, где и на какой яхте проводил свой отпуск.

Сегодня о любви русских к яхтам говорит весь мир. Роман Абрамович недавно приобрел “суденышко” (третье по счету), которое поразило даже видавших виды западных миллиардеров и арабских принцев. На яхте стоимостью более 100 миллионов евро есть даже собственная подводная лодка! Чукотский губернатор — один из немногих людей на планете, который имеет три мегаяхты.

Еще один яхтсмен, Борис Ельцин, был замечен летом в Сардинии на гигантской яхте с подружкой. Внук первого экс-президента заехал на остров поужинать и послушать концерт одной итальянской поп-дивы. Вагит Алекперов и Ралиф Сафин тоже купили себе яхты и держат их на стоянках в Севастополе. Кажется, Москва помешалась на яхтах: русские стали основными заказчиками элитных яхт на мировом рынке.


— Сегодня богатый человек должен иметь дом в Жуковке, спортивную машину, дом на Средиземном море и, естественно, яхту к нему, — рассказывает мне генеральный директор московского представительства одной из самых известных итальянских фирм-изготовителей яхт класса люкс (стоимостью от 50 тыс. евро) Алексей Петросян. — Цена яхты зависит от ее класса и начинки (спутниковая система навигации, эхолокация, электронные карты и т.д.). Русские предпочитают моторные яхты, тогда как в Европе большим уважением пользуются яхты парусные.

Яхты делятся на спортивные (поменьше) и круизные (побольше). Класс яхты зависит от длины: боуты — до 30 метров, суперяхты — от 30 метров, мегаяхты — от 100 метров.

— Суперяхты подразумевают только дорогие материалы - ценные породы дерева, натуральную кожу. Но самое важное - электронная начинка - спутниковая навигация, радары. Яхта может быть небольшой, но очень дорогой из-за “внутренностей”. Что касается всевозможных наворотов, тут все зависит от фантазии заказчика. Так как яхты — товар штучный, каждая должна иметь свою изюминку, какую-то фишку, чтобы отличаться от других. Вертолетную площадку или свой телефонный узел. Огромными кинотеатрами стоимостью от 30 тыс. долларов, прозрачными джакузи на палубе и танцполами уже никого не удивишь. Заказчики хотят видеть добротную классику, ведь дизайн яхт меняется нечасто — раз в 10—15 лет, как у классических авто.

Я слышал об одном клиенте, который заказал для своей яхты звукозаписывающую студию. Но это было за границей. Недавно мы продали яхту, где каждая каюта имеет свой стиль. Бар выполнен в африканском стиле, носовая часть — в буддийском, вторая палуба — в персидском.

Размером яхт теперь никого не удивишь — можно удивить приглашенным дизайнером, например, Филиппом Старком или Ральфом Лоуреном. Понимаешь, покупая яхту за 130 млн. евро, разница в 20—30 миллионов уже не важна.

Все подобные нам фирмы заключают договоры о неразглашении данных о заказчиках, так что иногда я сам не знаю, для кого предназначена та или иная яхта. Кстати, новые русские чаще всего покупают итальянские яхты: они самые авторитетные на рынке luxury-лодок и диктуют моду на яхты во всем мире.

Небольшая парусная яхта стоит $40—50 тыс. Суперяхты с эксклюзивным дизайном — от $500 тыс. Самым большим спросом у новых русских пользуются яхты за $5—10 млн. — такую не стыдно и людям показать.

* * *
— Русские, как правило, имеют по две яхты. Одна — для навигации по Подмосковью и близлежащим рекам, другая — курсирует по европейским водам (Средиземноморье, Балтика).

— У парижан давно уже модно жить на какой-нибудь барже или яхте, пришвартованной к причалу на Сене, — рассказывает мне начинающий яхтсмен и бизнесмен Антон (фамилию просил не называть). — В недвижимость деньги уже не вкладывают: все покупают яхты. Это и дом, и возможность путешествовать и удовлетворить свое тщеславие. Я вот сейчас получу диплом шкипера и тоже себе яхту куплю. Хотел новый дом купить на Рублевке, но потом передумал: лучше круизную яхту...

Среди европейских владельцев мегаяхт считается моветоном использовать в качестве тендера (судно, на котором можно добраться от берега до яхты) дорогую лодку. По неписаным правилам считается, что стоимость тендера не может превышать $800 тыс. Но наши и здесь впереди планеты всей. Русские добираются до своей яхты на лодках стоимостью в $10 млн.

— Сегодня политики, банкиры и бизнесмены любят проводить отпуск на Лазурном побережье Франции и Италии. Спрос рождает предложение: яхтинг сегодня — самая перспективная отрасль, — продолжает Антон.

Покупая большую, дорогую яхту, хозяин понимает, что не сможет кататься на ней круглый год, поэтому, пока судно не используется владельцем, яхты сдаются в чартер — аренду. Эта мировая практика, которой не считают зазорным пользоваться все миллиардеры. Для того, чтобы оформить чартер нужно договориться с чартерной компанией, и та поможет оформить страховку и все необходимые документы.

* * *

— Чтобы стать настоящим яхтсменом, необходимо научиться яхтой управлять, — говорит мой собеседник — президент Российской яхтенной ассоциации, директор парусной школы Сергей Моисеев. — Парусная яхта — для фанатиков, для настоящих яхтсменов, а не для понтов. Знающие люди никогда не променяют парус на моторку. Во-первых, топлива на такой яхте не нужно: ты ловишь ветер и идешь по воде. Абсолютная тишина вокруг, никаких загрязнений. Продавцы яхт настаивают на том, что моторные лодки лучше, потому что они дороже. На самом деле парусная яхта практически не ломается, дешевле в эксплуатации, к тому же есть яхты с парусами-закрутками, которые не нужно регулировать вручную — достаточно нажать кнопку. Такую яхту может вести в одиночку даже женщина.

Сейчас в яхт-клубах все стоянки забиты катерами, их москвичи очень любят, хотя стоят они, как хорошая парусная яхта. Это все от бескультурья. На катере разве далеко уедешь — это же стоянки нужны, запарвки. Только в Москве и рассекать на нем.

Сергей еще и инструктор. Каждые выходные он ведет занятия в группе из 3-4 человек.

— Яхтинг сегодня очень популярен, как и все водные виды спорта. Сезон в Москве начинается в мае, и длится до октября. Когда наши яхтсмены приезжают за границу, иностранцы спрашивают: “У вас же нет моря, где вы учитесь?!” При этом уровень подготовки наших ребят гораздо выше, чем у немцев, англичан и французов.

Стоимость курса шкипера в Москве — 340 евро. Недельный курс на Эгейском море — 600—700 евро. Есть и система заочного обучения (500 евро). Зато по окончании вы получите “права” — диплом “Дневного шкипера”, которые позволит вам брать яхту в любой стране мира без капитана (что гораздо дешевле).

По мнению Сергея, Москва — совсем не приспособленный для яхт город. Нет заправок, специализированных магазинов и мастерских. Приехав в яхт-клуб, можно наблюдать такую картину: несколько мужиков выгружают из джипов канистры с горючим. Именно поэтому в Москве владельцы яхт переходят на дизельные двигатели: по дороге можно у кого-нибудь слить топливо.

На прощание Сергей поведал мне одну грустную историю:

— У нас в клубе был мужик один — заядлый яхтсмен, обошел все моря, великолепно яхтой управлял... Погиб.

— А что с ним случилось?

— Утонул. Оказалось, плавать не умел.

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Покупая быстроходную красавицу, будьте готовы к большим тратам

Содержание яхты обычно обходится в 10—20% в год от ее стоимости. К примеру, содержание 90-миллионной яхты Романа Абрамовича “Ле Гран Блю” выходит как минимум в $9 млн. в год. Сюда входят: оплата стоянки, экипажа, ремонт. Не входят: налоги, горючее.

В России очень высоки пошлины на яхты — 40% от стоимости. Растет и налог на яхту. Правда, налог взымается лишь в том случае, если ее двигатель больше 5 лошадиных сил. Так что в Москве очень выгодно иметь небольшую парусную яхту. По российскому законодательству яхта приравнивается к недвижимости, так что оформлять ее нужно так же. Понятно, что на это уходит масса времени и бумаги. Правда, существует ряд лазеек в законе, которыми яхтовладельцы и пользуются.

Во сколько обойдется содержание яхты в Москве:

Регистрация яхты — от 10 до 30 тыс. руб. в зависимости от размера.

Стоянка — $1500 в месяц.

Шкипер — $1500 в месяц.

Паруса — $3000—5000. Их нужно менять каждые три года.

Краска тефлоновая — $300 без работы. Пластиковые яхты красить не нужно, но подводную часть придется ежегодно покрывать такой краской, чтобы она не обрастала ракушками и тиной.

Добавьте к этому расходы на бензин (в час средняя моторная яхта съедает 30 литров).

Cпециальная одежда:

ботинки, не скользящие и не оставляющие следов на полу яхты, — минимум $150—200;

непромокаемый спортивный костюм — $400—600;

Специалисты советуют покупать яхту за рубежом, но не везти ее в Россию, а прописывать в порту за границей.

У АБРАМОВИЧА ЯХТА КРУЧЕ, ЧЕМ У ДОНАЛЬДА ТРАМПА
Пять самых дорогих яхт мира

1. “Леди Моура”. $210 млн. Длина — 104,85 м. Сегодня считается самой дорогой в мире яхтой. Была построена в 1991 году по заказу саудовского принца Нассера аль-Рашида. Оснащена скоростным катером на подводных крыльях. Аль-Рашид потребовал, чтобы катер сразу оказывался в воде. Немецкие судостроители разместили 12-метровую “Сигарету” (так называется катерок) над самой ватерлинией.

2. “Аль-Мансур”. Около $200 млн. Длина — 122 м. Президентская яхта Саддама Хусейна. К несчастью, судно постигла трагическая участь: оно затонуло в ходе бомбардировок порта Басры 25 марта 2003 года. Восьмипалубная красавица “Аль-Мансур” была самым крупным судном в иракских ВМФ. Центральную часть яхты украшал куполообразный атриум, на задней палубе располагалась вертолетная площадка. 20 лет назад эта яхта считалась самой дорогой из частных яхт не только Ирака, но и всего мира.

3. “Александр”. $150 млн. Длина — 122 метра. Владелец — греческий магнат Яннис Лацис — скончался в прошлом году. Была спущена на воду в 1976 году. Первоначально было построено как небольшой круизный теплоход. В 1985 году оно перешло во владение греческого миллиардера, и он переоборудовал его в океанскую яхту.

4. “Пелорус”. $120 млн. Длина — 115 м. Прогулочное судно, построено в Германии в 2000 году, часть дна — стеклянная. Одна из трех суперяхт, принадлежащих Роману Абрамовичу. На лодке есть система обнаружения ракет и мини-субмарина.

Еще одна яхта Абрамовича — “Ле Гран Блю” (“Голубая бездна”). Длина — 108,3 м. Яхта куплена у Пола Аллена, одного из основателей компьютерного гиганта Microsoft, за $90 млн. На судне есть 20-метровый скоростной катер на подводных крыльях. Возле судовой надстройки — вертолетная площадка, где стоит двухместный вертолет. На корме Абрамович сохранил бассейн с подогревом и выстроил рядом с ним просторный шатер с колоннами из редких пород деревьев. Яхта стилизована под военный корабль.

5. “Абдул Азиз”. $109 млн. Длина — 147 м. Самая большая яхта в мире, построенная в Дании, принадлежит королю Саудовской Аравии. Спущена на воду в 1984 году. Экипаж яхты — 50 человек, судно оборудовано сложной системой подводного наблюдения и несколькими установками “Стингер” для безопасности, а также бассейном, который при необходимости превращается в танцпол.

ЯХТА ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

Московский судостроительный завод — единственное в России предприятие, специализирующееся на постройке яхт. Именно здесь была спущена на воду яхта для ВВП “Паллада”, по слухам, стоящая $4 миллиона. Длина судна — 31 метр; скорость — 24 узла. Самое дорогое в яхте — навороченная навигационная система: эхолоты и камеры швартовки. Есть на лодке и спутниковое ТВ. Яхта рассчитана на команду из 4 человек (капитан и мотористы). Кстати, построена она была в рекордно короткий срок — менее чем за год. Дизайн для яхт опять же, по слухам, разработал англичанин Джон Баненьерг, сын знаменитого яхтенного дизайнера.

— Наши яхты стоят от 4 миллионов долларов и выше, — говорит коммерческий директор МССЗ Евгений Мироненков. Спа, джакузи, сауны — все это есть на наших лодках. Мы даже делаем стоянки для вертолета, хотя у нас лодки класса река—море — в основном для внутреннего пользования.

Отечественные яхты гораздо дешевле импортных, правда, по качеству пока уступают зарубежным. Но для того чтобы ходить в ресторанчик на набережной Клязьминского водохранилища или на рыбалку по Волге, эти яхты подходят идеально.

— Нет-нет, о яхте президента я ничего говорить не буду. Вон журналисты написали что-то про три ряда кожаных кресел на яхте, какие-то шарики на бортах. Чушь все это! Но я вам ничего не говорил.



Партнеры