Удар под рейтинг

Любовь зла, полюбишь и козла! Иногда этот афоризм актуален и в отношении широких масс избирателей. В 1956 году британский премьер-министр сэр Энтони Иден проиграл войну с Египтом, поставил свою страну на грань экономического коллапса, поссорился с Америкой и в довершение всего отошел от государственных дел из-за болезни. Но, как ни странно, на любовь британского населения к Идену эти события почти никак не повлияли. До начала войны рейтинг популярности премьера составлял 60%, а после нее балансировал в районе 50—56%.

Но чаще всего по отношению к политикам публика ведет себя все-таки более рационально. Основываясь на западном опыте, можно выделить пять главных причин, которые чаще всего приводили к обрушению высоких рейтингов лидеров государств.

Это экономика, глупый!

В конце 20-х годов прошлого века в Америке не было более популярного политика, чем министр торговли и будущий президент Герберт Гувер. Будущим президентом восхищались даже руководители оппозиционной партии демократов. Например, будущий лидер США демократ Франклин Рузвельт заявил однажды: “Что за чудо этот Гувер! Как было бы здорово, если бы мы могли сделать его президентом!

В 1929 году Гувер действительно стал президентом, набрав 58% голосов. А через год он превратился в чуть ли не самого ненавидимого человека в стране. Более-менее качественных социологических исследований тогда не проводилось. Но о размахе непопулярности Гувера свидетельствует история, которую в те годы знал каждый американец. Президент и его министр финансов Меллон гуляют по Вашингтону. Вдруг Гувер просит у министра одолжить ему пятицентовик. Мол, я хочу позвонить другу. В ответ Меллон протягивает Гуверу две монетки по пять центов: “Господин президент, позвоните всем своим друзьям!” Причины катастрофического падения гуверовского рейтинга были предельно просты. Через несколько месяцев после его вступления в должность Америку поразил страшный экономический кризис. А Гувер никак не смог улучшить ситуацию.

Нечто подобное шестьдесят лет спустя случилось и с американским президентом Джорджем Бушем-старшим. После победы над Ираком в первой войне в Персидском заливе в 1991 году бушевский рейтинг достиг фантастической величины в 89%. Все считали, что ни у кого нет шансов победить Буша на новых президентских выборах в следующем году. Но в штатовской экономике начались проблемы. А Буш не смог убедить избирателей в том, что он сможет их решить. В результате его рейтинг всего лишь за год с небольшим упал на 60 (!) пунктов. А президентские выборы выиграл Клинтон, который, объясняя этот феномен, произнес фразу, вошедшую в американский политический фольклор: “Это экономика, глупый!”



Потеря лица

Гарольд Макмиллан был одним из самых успешных британских премьеров прошлого века. В течение семи лет его пребывания на этом посту экономика постоянно росла, уровень жизни неуклонно повышался, а подпорченный авантюрами макмиллановского предшественника Идена международный авторитет страны постепенно восстанавливался. Неудивительно, что, например, в середине правления Макмиллана в 1960 году его рейтинг составлял целых 79%.

Три года спустя экономика по-прежнему находилась во вполне приличном состоянии. Но премьерский рейтинг упал до 35%. Что же произошло? Премьер полностью потерял лицо в результате личной нескромности своего окружения. В жизни безукоризненного британского джентльмена Макмиллана была одна позорная тайна. Его жена, достопочтенная леди Дороти, в течение многих десятилетий крутила роман с членом парламента Робертом Бутби. Эта история, правда, не вышла за пределы высшего света. Зато вот сексуальные эскапады макмиллановских министров один за другим начали вываливаться на страницы газет.

Сначала заместителя морского министра обвинили в гомосексуальной связи со своим подчиненным, который был только что разоблачен как советский шпион. Затем сенсацию вызвала фотография одной герцогини, занимающейся любовью с джентльменом, который, по всеобщему мнению, являлся министром. Проблема была в том, что на фотографии не было видно головы джентльмена. Поэтому в ходе бракоразводного процесса официальному врачебному осмотру подверглась другая часть министерского тела — его детородный орган.

Еще парочку подобных скандалов Макмиллан выдержал. Но затем случилось и вовсе страшное. Военного министра обвинили в том, что у него общая любовница с советским авиационным атташе. Министр сначала все отрицал так убедительно, что премьер его официально поддержал. Но затем бравый вояка все-таки признался в том, что он соврал. После этого-то престиж премьера и полетел в тартарары. Предвыборный лозунг премьера “Вы никогда не имели так хорошо” юмористы переделали: “Вы никогда не имели это так часто”. Макмиллан ушел в отставку.



Цена обмана

На Западе избиратели, как правило, довольно цинично относятся к политикам. Никто не ожидает от них суперчестности. Но когда до этого вполне популярного слугу народа ловят на вопиющем обмане, для его рейтинга это часто оказывается фатальным.

В 1973 году популярность только что переизбранного штатовского президента Ричарда Никсона составляла 68%. Но в течение следующего года независимый прокурор убедительно доказал, что Никсон не только санкционировал незаконную прослушку офиса конкурирующей демократической партии, но и совершил новые преступления, пытаясь это скрыть. Как следствие, президентский рейтинг рухнул до 24%, и он был вынужден уйти в отставку.

Популярность преемника Никсона Джеральда Форда на момент его вступления в должность была еще более впечатляющей — 71%. Но Форд все испортил одним-единственным президентским указом: о помиловании Никсона. Большинство американцев не поверили в объяснения нового президента, что он это сделал исключительно из сострадания. Огромное количество народа решило, что между Никсоном и Фордом была заключена сделка: президентское кресло в обмен на помилование. Рейтинг Форда сразу упал до 37% и уже никогда полностью не восстановился.



Политинвалиды войны

Одна неудачная военная операция редко приводит к краху президентского рейтинга. Например, когда попытка президента Кеннеди в 1961 году вновь завоевать Кубу закончилась унизительным поражением, на его популярности в 70—80% это никак не отразилось. Более того, после коварных ударов врагов или масштабных терактов президентский рейтинг обычно лезет вверх. Именно это, например, произошло с уровнем популярности Буша после атак бен Ладена 11 сентября три года назад.

Но если война тянется бесконечно долго и без особых результатов, рейтинг лидера страны стремительно скукоживается. У президента Трумэна не получается добиться перелома в войне в Корее в 50-х годах прошлого века. И уровень его популярности скатывается с 69% до 23%. Десятилетие спустя президент Линдон Джонсон втягивает страну во вьетнамскую войну. Через несколько лет после ее начала рейтинг Джонсона скатывается с 80% до 35%.



Надоело!

В концу своего одиннадцатилетнего правления британский премьер Маргарет Тэтчер была почти в такой же хорошей форме, как и в его начале. Но избирателям до смерти надоело видеть в резиденции премьера одну и ту же физиономию. К ноябрю 1990 года популярность Тэтчер упала с 50% до 25%. Поэтому боссы консервативной партии решили избавиться от своего лидера. Мол, конечно, ее заслуги велики, но так мы выборы не выиграем! Расчет оказался верным. Как только одного из самых ярких политиков ХХ века заменил блеклый Джон Мейджор, популярность премьера сразу достигла почти 50%.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру