Игра разума

26 июля 2004 в 00:00, просмотров: 366

Учеба за деньги сегодня столь же привычна, как и за счет госбюджета. За знания платит уже более половины (53%) российских студентов. По данным Минобразования и науки, в РФ действует 654 государственных и почти 400 негосударственных вузов. О развитии негосударственного высшего образования “Фортуне” рассказал ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир ЗЕРНОВ. Он также является председателем Совета Ассоциации негосударственных вузов России.

Золушки образования

Число негосударственных вузов сегодня приближается к государственным, заявил Зернов. Если взять динамику развития, то окажется, что частные учебные заведения растут гораздо быстрее бюджетных. Десять лет назад их было 157, теперь в два с половиной раза больше (прирост — 35 вузов в год). Количество государственных университетов и академий увеличилось на 18% — с 553 до 654 (10 в год). В негосвузах получают знания миллион студентов! Небюджетное образование могло бы развиваться еще динамичнее, если бы на его пути не возникали препятствия. Причем многие из них носят необъективный характер. Главная проблема, с которой сталкивается каждый коммерческий вуз, — двойной стандарт в отношении чиновников (к негосвузам оно более чем прохладное, а зачастую — весьма настороженное).

Российские учебные заведения делятся в зависимости от учредителя и финансирования на государственные (деньги из госбюджета), муниципальные (средства дает субъект Федерации) и негосударственные (платят сами студенты). Вузы первой и второй категории правильнее называть унитарными (казенными), а третьей — внебюджетными. В принципе институты надо делить не по учредителю и деньгам, а на хорошие и плохие (как принято во всем мире). Для студента не имеет значения, в гос- или негосвузе он учится, если ему дают недостаточные знания.

Качество и доступность образования — вот те критерии, которые должны быть определяющими для любого вуза. Госучреждения, как правило, имеют солидную материальную и научную базу, в них отлажен учебный процесс, работают опытные преподаватели. Зато негосударственные альма-матер более динамичны и мобильны, легче приспосабливаются к требованиям рынка. Обучение в них направлено на приобретение конкретных умений, выпускники ориентированы на практику, студенты — на активную общественную жизнь. Так, команда КВН РосНОУ недавно в очередной раз стала победителем телевизионной премьер-лиги КВН.

Доверяй, но проверяй

В прошлом году Министерство образования заявило о проверке ряда учебных заведений. Сказали, что будут выявлять слабые вузы и закрывать их. Причем обещали беспристрастное и равное отношение ко всем независимо от формы собственности. Однако проверять начали с негосвузов...

Ректоры небюджетных вузов сами заинтересованы в том, чтобы институты, в которых вместо знаний торгуют дипломами и отсрочками от армии, закрывались. Ведь по ним судят о всех негосударственных университетах и академиях, в том числе о добросовестных. О качестве обучения в РосНОУ, например, можно судить по тому, что многих его выпускников приглашают работать в госструктуры, причем в серьезные: налоговые и таможенные органы, прокуратуру, МВД.

Другая проблема небюджетных вузов — отсутствие собственных зданий. С советских времен госуниверситетам и академиям достались учебные корпуса, лаборатории, научные библиотеки, спортзалы, поликлиники, столовые.

Негосударственным вузам приходится за все это платить. 85% учебных площадей принадлежит госвузам (еще 6,2% они арендуют), негосударственным — 1,9% (6,9% — в аренде). Правительство намерено лишить учебные заведения льгот на аренду и покупку оборудования. Это значит, что негосвузам придется еще туже затянуть пояса... К счастью, некоторые негосударственные вузы уже имеют свои помещения. Например, у РосНОУ в собственности здание бывшего КБ Туполева, где создавались наши бомбардировщики и авиалайнеры. Большой семиэтажный дом, просторные аудитории... Недавно университет приобрел еще один корпус, куда переедет часть факультетов: в вузе учатся 4000 студентов и аспирантов, 700 ребят занимаются в колледже, теперь места хватит всем...

Когда рубль дороже доллара

По словам Владимира Зернова, рубль, вложенный в отечественное образование, стоит дороже доллара, потраченного на студента в США. Российские ученые, математики, физики, химики, биологи, программисты весьма ценятся на Западе. “Можно привести такой пример, — говорит Владимир Алексеевич. — С 1990 года из России утекло вместе с мозгами более одного триллиона долларов!” Это реальная стоимость знаний, которые дают в отечественных вузах.

От экспорта образования российский бюджет мог бы получать не менее 10 млрд. долл. в год (“образовательный” бюджет-2004 — около 4 млрд. долл.). Австралия и Новая Зеландия, к примеру, по экспорту знаний уже обогнали Англию! Проблема российских вузов не качество обучения (оно высокое), а бытовые условия, в которых живут студенты, и отношение к ним. Для иностранных граждан наши общаги — трущобы. Единственный (к тому же сломанный) туалет на этаже, вечно текущие краны, антисанитария... Не следует забывать и о “любви” доморощенных скинхедов к людям с другим цветом кожи. Негосударственные вузы могут помочь российскому образованию отвоевать былые позиции. В РосНОУ, например, уже учатся 150 студентов из Китая, Вьетнама, Бирмы, Ирана, Польши, Тайваня, Южной Кореи. Они осваивают компьютерные технологии, менеджмент, психологию, европейские языки. Это, кстати, показатель уровня обучения в университете: буржуины умеют считать деньги, и за плохие знания платить не будут...

В свою очередь, студенты РосНОУ ездят на практику за границу: в Германию, Англию, Францию — и по окончании учебы становятся специалистами международного класса.




Партнеры