Аттракцион неслыханной жадности

27 июля 2004 в 00:00, просмотров: 189

Центробанк придумал новый способ защиты банкиров от вкладчиков. Идея заключается в том, что любой гражданин, желающий досрочно забрать свои деньги, обязан будет заранее уведомить об этом свое кредитное учреждение.

Сами банкиры отнеслись к предложению по-разному. Одни считают, что это спровоцирует очередную панику и надолго отвадит граждан от нашей банковской системы. Другие, наоборот, уверены: устойчивость банков повысится. Вкладчиков, как водится, никто не спрашивал.

В Центробанке считают, что, если временно заморозить деньги вкладчиков в банках, можно будет избежать паники. Если, например, будет установлен предварительный срок уведомления — неделя или две, — к концу срока ажиотаж может сойти на нет.

Зампред ЦБ Геннадий Меликьян заявляет, что во всем цивилизованном мире введено так называемое правило предварительного уведомления. У нас же это требование пока действовать не может, потому что по Гражданскому кодексу деньги вкладчику банк обязан вернуть по первому требованию независимо от срока и размера. А как это требование ГК сработало в июне-июле этого года, мы сами видели...

Попытка ограничить в правах вкладчиков уже не первая. Сразу после банкротства “Содбизнесбанка” Ассоциация российских банков (АРБ) предложила ввести не только уведомления, но и штрафы — для вкладчиков, которые захотят закрыть свои депозиты досрочно. Причем штрафы немаленькие — до 10% от суммы вклада.

Дальше — больше. Начались разговоры о введении нового безотзывного вида банковского вклада — с “невозможностью досрочного изъятия”, что позволило бы “удлинить ресурсную базу банков”. Но представители Центробанка высказались “против”: такой договор может отбить у граждан желание отдавать банкам свои деньги. К тому же, чтобы узаконить такой вид договора, необходимо внести поправки в Гражданский кодекс — сейчас такого условия в ГК нет, и банки не могут требовать от клиента предварительного уведомления...

Судя по всему, банкиры и впредь настроены решать свои проблемы за счет вкладчиков. Именно поэтому они почему-то не говорят о том, что, если человек вытаскивает свои деньги досрочно, он теряет проценты. То есть уже несет финансовые потери, разрешая банку бесплатно пользоваться доходом, заработанным на его деньгах. Куда проще сделать вкладчиков заложниками, чем повышать надежность своих учреждений.


Зампред Банковского комитета Госдумы Павел МЕДВЕДЕВ:

— Изначально банкиры настаивали на том, чтобы все без исключения вклады стали безотзывными. Затем требования смягчились: наравне с обычными нужно ввести и новые виды вкладов — безотзывные, которые нельзя закрывать раньше срока. Не прошло. И это понятно. Нигде в мире ничего подобного нет: я специально интересовался американским, французским и итальянским опытом. Вытаскиваешь деньги из банка досрочно — теряешь проценты. И все. Об этом даже написано в знаменитой “Британской энциклопедии”.

Теперь банкиры хотят только предварительного уведомления. Однако, как мне кажется, стоит только объявить об этом вслух, вкладчики тут же кинутся закрывать счета. Такое новшество сработает не в плюс, а в минус. Доверие к кредитным учреждениям не берется с потолка. Оно достигается упорной и аккуратной ежедневной работой, в том числе и над формированием имиджа.

Бывают, конечно, случаи, что в кассе просто не окажется нужной суммы. Нужен предварительный заказ. Как правило, для его исполнения требуется от нескольких часов до одного дня (нужно съездить в деньгохранилище). Но никак не неделя. Если речь заходит о длительных сроках, можно смело утверждать: сотрудники банка катаются не в инкассаторских машинах, а судорожно ищут деньги. Значит, у банка проблема — доверие к нему упадет. И паника все равно неизбежна.



Партнеры