Детский срок

На днях в ГУВД Москвы обнародовали неутешительные факты. За истекшие полгода резко выросло число преступлений, совершенных несовершеннолетними — на 13,5%. И хотя подростки меньше стали убивать и сбиваться в организованные группы, они теперь чаще причиняют тяжкий вред здоровью граждан и больше крадут. С чем это связано?

Сложившуюся ситуацию прокомментировал в интервью “МК” Олег Зыков, член Комиссии по правам человека при Президенте России:

— Я рассматриваю подростковые преступления как синдром социальной болезни. Дело в том, что, если ребенку плохо, он не может сказать это словами. А что ему делать? Таким способом наши дети протестуют против окружающего мира.

— Но за такой протест можно ведь и в тюрьму загреметь! Они что же, совсем не боятся?

— Они просто не думают о последствиях. А те правовые механизмы, которые действуют сегодня, — обычная демагогия.

— Какой выход?

— Выход давно известен. Нужны ювенальные суды. Нынешние судьи зачастую рубят с плеча. А тупое наказание так же бессмысленно, как и безнаказанность. Ювенальный судья учитывает и психологические, и социальные особенности подсудимого. Жизнь ведь не черно-белая, в ней есть полутона. Один ребенок крадет батон хлеба, потому что он голодный, а другой — магнитофон, потому что ему нечего делать. Ведь это же разные вещи!

Если ребенок заболел физически, мы идем к педиатру, а если социально — то почему-то к коновалу. Для меня ребенок всегда остается ребенком, даже если он зарезал десять человек. И в этом случае тоже у него есть права, которые должны быть защищены. И у него обязательно были причины для преступления.

— Но УК РФ и сейчас позволяет судье учитывать социально-психологические тонкости...

— Позволяет. Яркий пример — Ростовская область. В Таганроге уже с марта действует настоящий ювенальный суд. Приближаются к этому и в Пермской области. Да и в Москве есть отдельные примеры. В Черемушкинском суде было недавно вынесено мудрое решение. 17-летний лоб выбил в подъезде дверь — но судья не поспешил ставить парня на учет, а родителям назначать штраф. Он попытался разобраться, все ли хорошо у них дома. Оказалось, парню элементарно не хватало отцовского внимания. В качестве наказания отец и сын вместе ремонтировали дверь.

— Почему у нас до сих пор нет системы ювенальной юстиции?

— Потому что у нас идет обычная ведомственная суета вокруг проблемы, а не вокруг будущего. В царской России ювенальные суды действовали довольно успешно, но к 1918 году их закрыли. Зато во Франции, например, даже в разгар мировой войны, в 1945 г., смогли понять простую истину о том, что дети — это будущее.

— Как работают ювенальные суды там?

— Я был на одном из таких судов в Париже. 12-летний мальчик попался на телефонном терроризме — часами названивал в пожарную часть. И знаете, какой судья вынес приговор? Пацана на две недели отправили в эту самую часть чистить пожарным сапоги. С одной стороны, это — наказание. Но с другой — он познакомился с настоящими мужиками, увидел, какая у них серьезная работа... В общем, ребенку дали понять его ошибку.

Другой подросток, постарше, обижал маленьких, и его обязали сопровождать малышей на экскурсиях в Лувр — его отношение к ним стало меняться на глазах.

— Когда же так будет и у нас?

— Наш законопроект рассматривался в Думе еще два года назад и даже прошел в первом чтении. Но тогда против него ополчились и правые, и левые — посчитали, что вкладывать деньги в будущее нецелесообразно. Скоро будет повторное рассмотрение. Деньги, кстати, нужны только на специализацию судебной процедуры. Это совсем не смертельная сумма.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

В России провели правовую реформу. Всем правоохранителям велели с малолетками обращаться помягче и подобрее.

Сидит в кабинете следователь. Открывается дверь, и входит очаровательный малыш.

— У-тю-тю, а кто это к нам пришел? — в соответствии с инструкцией интересуется следователь.

— А это тот, кто бабулю зарезал.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру