Санитары дозы

У Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль) первый день рождения. Ей исполнился ровно год.

По этому поводу замглавы службы Александр МИХАЙЛОВ дал интервью “МК”.


— Александр Георгиевич, считается, что сейчас в России создана одна из крупнейших антинаркотических служб в мире. Это так необходимо?

— Обстановка в стране такая, что нужно подгонять российскую правоохранительную систему под международные стандарты борьбы с наркотиками. Создание Госнаркоконтроля — одна из форм внедрения международных стандартов. Месяц назад в Россию приезжал глава Управления по наркотикам ООН Антонио Мария Коста, обсуждали борьбу с транзитом афганских опиатов в Европу. Мы на их пути — как санитарная зона, барьер. В ООН нам уже намекнули, что Афганистан для России (и не только для нее) может стать тем же, чем Колумбия — для США.

— Не хочется жить в “санитарной зоне”, где оседает часть товара, который течет в Европу...

— А что поделаешь? За год мы изъяли из незаконного оборота более 44 тонн наркотиков. Вообще-то, когда создавался Госнаркоконтроль, мы для себя установили высокую рейтинговую планку по изъятиям. В частности, по героину — 500 граммов. Однако классификация ООН устанавливает крупный размер, начиная со 100 г. Мы стали пересчитывать свои изъятия по ооновской методике. Вышло, что количество крупных партий, изъятых нашей службой, — 1070. Это в два раза больше, чем в Канаде и Великобритании…

— По отдельности, надеюсь?

— Разумеется.

— А какую самую крупную партию изъяли?

— 400 кг героина. Вот буквально недавно изъято 150 кг героина в Свердловской области...

— Тогда отчего ваша серьезная служба занимается несерьезными делами: книжки о свойствах марихуаны запрещает, ветеринаров под суд отдает?.. Вон шум какой стоит в прессе!

— Из 33 тыс. наших уголовных дел таких, о которых вы говорите, всего 19. Есть понятие “преступное бездействие” — когда человек видит преступление и не принимает мер. Вот мы видим, что совершаются правонарушения, и если мы не принимаем меры, то против нас самих впору возбуждать уголовные дела. Ну, а для журналистов это очень привлекательная тема, на которой можно оттянуться: новое ведомство выступает в роли злодея... Я говорю это со знанием дела, как человек, у которого первое образование — журналистское.

— В мае ввели так называемую среднюю разовую дозу. Есть мнение, что она играет на руку распространителям, что это тут же дало скачок смертей от передозировки. Известно, что ваше ведомство заняло весьма агрессивную позицию против самого понятия дозы...

— Мы выступаем против, но не ради собственных показателей. Говорю сразу: средние разовые дозы на результаты деятельности Госнаркокотроля не влияют, так как наш рейтинг начинается с 500 граммов.

Закон “О наркотических средствах и психотропных веществах” говорит предельно конкретно: распространение, употребление наркотических средств в РФ без назначения врача за-пре-ще-ны. Точка. Поэтому, когда мы говорим о каких-либо дозах, мы нарушаем этот закон. Даже на уровне терминологии.

Отсюда наша “агрессивная позиция”. Когда нам говорят, что за решетку попадают простые наркоманы, — это лукавство. В 2003 году были осуждены 84 тыс. человек за наркотики, и 57 тыс. из них получили условные сроки (это данные судебного департамента Верховного суда). Они не за решеткой. Но не это главное. Забывают, что, как правило, наркоман — нищий. Он с большим трудом может наскрести деньги даже на одну дозу. А тут законодатель установил, что человек за 9 доз не подвергается уголовному преследованию. Это сделано не для наркомана, а для наркодилера...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру