Пакетом по пикетам

Когда принимался правительственный законопроект под условным названием “о замене льгот деньгами”, фракция “Единая Россия” заявила, что голосует “за” с условием: ко второму чтению правительство должно хотя бы чуть-чуть “поступиться принципами”. “Мы будем давить на правительство!” — дружно кричали депутаты. Сейчас становятся известными результаты этой “давки”.

Вот уже четвертый день с утра до ночи заседает бюджетный комитет нижней палаты парламента, обсуждая поправки, которым нет конца. Особо пристальное внимание вызывают те, что внесло правительство, — потому что лишь они имеют практически 100-процентные шансы быть принятыми. Насколько велики уступки, на которые пошла исполнительная власть? Судите сами...

Правительство согласилось оставить в покое (то есть с натуральными льготами в полном объеме) Героев Советского Союза, России, Героев Соцтруда и полных кавалеров ордена Славы. Этот замечательный закон на них не распространяется.

Все остальные льготники по-прежнему делятся на “федеральных” и “региональных”. “Федеральным” (инвалидам, чернобыльцам, участникам Великой Отечественной войны и прочих боевых действий, блокадникам, строителям оборонительных сооружений в 1941—45 годах, членам семей погибших участников боевых действий) с 1 января 2005 года каждый месяц будут выплачивать денежные компенсации взамен отбираемых льгот. Ни о каком праве выбора — деньги или льготы — речи не идет. Причем демонстрируемые каждый день государственными телеканалами старички и старушки из российских деревень, осуждающие “жирующих” на льготах городских ветеранов и пенсионеров и дружно говорящие в камеры “конечно, лучше деньги!”, могут быть разочарованы: денег они получат меньше, чем объявлялось. По 450 рублей будут вычитать из каждой компенсации у каждого льготника каждый месяц (см. ниже). Значит, инвалиды войны получат на руки не 2000, а 1550 рублей в месяц. Инвалиды III группы с ограниченной трудоспособностью — 350 рублей в месяц, а не 800. Дети-инвалиды — 550, а не 1000 рублей...

Как и требовали депутаты, эти деньги не будут учитываться при определении среднедушевого дохода, потому что иначе многие пенсионеры и инвалиды утратили бы право на получение субсидий на оплату коммунальных услуг и прочие виды социальной помощи.

450 рублей в месяц — такой определена на 2005 год правительством цена т.н. “социального пакета”. Месяц назад речь шла о 440 рублях в месяц...

Наконец-то на бумаге изложено то, о чем много и не очень понятно говорил министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов! За эти деньги “федеральный” льготник сможет ездить в электричках (в поездах даже не дальнего следования и автобусах — за полную плату, пожалуйста), посещать санатории и курорты (с бесплатным проездом к месту лечения) и получать лекарства в аптеках. “86% сельских районов не имеют железнодорожного сообщения, это будет издевательством — вручать им такой пакет!” — возмущался на заседании рабочей группы по подготовке законопроекта депутат Геннадий Кулик. “В 2005 году с этим придется смириться”, — сказал со вздохом Михаил Зурабов. Зато если потом принудительно облагодетельствованный льготник решит, что ему не нужен весь пакет или какая-то его часть, в 2006 году он получит компенсацию больше. На сумму стоимости пакета или его части.

Но в отличие от нормальных стран, где заявления пишут граждане, которым нужна какая-то особая помощь от государства, у нас стоять в очередях в отделения Пенсионного фонда с заявлением в руках и валидолом под языком будут те, кому пакет не нужен. Сделать это надо до 1 октября 2005 года. Если ходить не могут, пусть кто-то другой снесет заявление, но... с нотариально заверенной подписью.

Самое интересное — перечень лекарственных средств, которые сможет приобрести владелец пакета, — определит правительство. Потом, после принятия закона. Кстати, оно оставляет за собой и право в будущем пересматривать стоимость пакета, так что в 2006 году он может потянуть уже не на 450, а на 500 или 600 рублей.

Не желая ссориться с профсоюзами, правительство оставило в законодательстве упоминание о едином для всей страны минимальном размере оплаты труда. Сейчас МРОТ составляет 600 рублей, меньше этого платить работнику запрещается.

Останется в Трудовом кодексе и запись про то, что МРОТ должен все-таки подтягиваться к уровню прожиточного минимума (в Москве для трудоспособного гражданина он сейчас определен в 3809 рублей 30 копеек в месяц). Там же написано, что механизм и этапы постепенного приближения к заветной цифре определит специальный закон. С момента принятия Трудового кодекса прошло уже три года, а закон такой до сих пор не принят. Почему власти не торопятся, понятно: государство у нас само — крупнейший работодатель...

Согласилось правительство и на то, чтобы прописать: меньше, чем получает бюджетник на 31 декабря 2004 года, ему в 2005 году платить нельзя. Вне зависимости от того, чей он: федеральный, региональный или муниципальный.

Но считать “своими” жертв политических репрессий федеральный центр никак не хочет.

Минфин согласился взять на себя возмещение нанесенного пострадавшим от сталинских репрессий ущерба (это разовые выплаты, причем почти все имеющие на них право деньги уже получили). А за обеспечение всех прочих льгот должны отвечать своими средствами регионы. Правительство готово лишь “софинансировать” оплату — в тех объемах, которые тратятся на эти цели сейчас. Это тот компромисс, на который оно готово пойти.

“Можно подумать, что Сталин был губернатором”, — процитировал на заседании бюджетного комитета своего коллегу сенатор Владимир Петров (верхняя палата парламента, как и нижняя, настоятельно просила правительство взять на себя ответственность за социальную поддержку этой категории льготников). “Россия — правопреемница Советского Союза, и проблема эта не фискальная, а политическая!” — настаивал он. Но заместитель министра финансов Татьяна Голикова заявила, что правительство не может отвечать за репрессированных полностью, потому что у него нет базы данных обо всех гражданах этой категории и до 1 января 2005 года создать ее просто невозможно. “Да у них нет полной базы данных ни по одной категории льготников, но почему-то в других случаях это не мешает!” — ворчали депутаты...

До конца ясности в вопросе о том, в чьих руках окажется судьба жертв политических репрессий, пока нет. Скорее всего в законе окажется формула о совместной финансовой ответственности, предложенная правительством. В прошлом году на обеспечение льгот и выплат жертвам репрессий было истрачено 1 млрд. 300 млн. руб. Сумасшедшие деньги. Больше половины из них пришлось на регионы Северного Кавказа, где репрессировали целые народы.

Но если в отношении жертв репрессий какие-то уступки все же сделаны, то в отношении тружеников тыла кабинет министров стоит насмерть: они отданы регионам, которым теперь предстоит решать, как обеспечивать им социальную поддержку.

К детям в правительстве относятся прохладно.

Просьба депутатов сохранить определяемый на федеральном уровне и обязательный для всей страны размер детского пособия понимания у министров не нашла. Вопрос о том, сколько платить на каждого ребенка, будет решаться в зависимости от финансовых возможностей в каждом регионе самостоятельно.

Отказалось правительство и увеличить на 200 рублей компенсационные выплаты за отмененные льготы детям-инвалидам. Михаил Зурабов объяснил эту несговорчивость так: детям-инвалидам не присваивается никакая группа инвалидности, а в 18 лет, если доживут, они проходят комиссию, и тут-то и определяется степень утраты ими трудоспособности и первая, вторая или третья группа инвалидности. “Как мы объясним человеку, который в 18 лет получил III группу инвалидности, почему теперь мы платим ему меньше? Трудно объяснить”, — сказал министр.

Вопрос без ответа: смогут ли регионы сами, из своих средств, оказывать социальную поддержку тем льготникам, которые признаны “федеральными”?

Вопрос не праздный. По закону о разграничении полномочий между центром и регионами, принятом в прошлом году, властям субъектов Федерации запрещено выделять средства на то, что отнесено к ведению центра. Кроме тех случаев, когда это особо оговорено в других законах.

Инвалиды и участники войны теперь — в ведении центра. Значит, Москва, Петербург и другие регионы-доноры, даже имея на то средства, не смогут дополнительно их “социально поддержать”. И в Москве инвалид будет вынужден на компенсацию (напомним: III группа — 350 рублей в месяц на руки) покупать себе проездной. Он стоит от тех же 350 рублей (если только на метро) до 700 (если нужен единый) в месяц. А труженик тыла — “региональный” льготник — поедет бесплатно, если город решит сохранить натуральную льготу в виде бесплатного проезда... В принимаемом сейчас Госдумой законе право регионов помогать “федеральным” льготникам четко не прописано.

Второе чтение законопроекта должно состояться 3 августа. Третье — 5 августа. Государственная дума, подгоняемая правительством, спешит. Не обращая внимания на народную мудрость, гласящую: “Спешка хороша лишь при ловле блох”.

“МК” непременно напишет о том, что же получилось у дружного коллектива министров и депутатов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру