Напейся, но не облейся

Под всеобщее ликование гостю подносили чару в полтора ведра... Сосуд был устроен так, что, независимо от желания пьющего, вино текло до тех пор, пока кубок не становился пустым. Одолеть чару, не переводя дыхания, удавалось немногим... Забавлялись головоломными сосудами генсеки Хрущев и Брежнев.

Корреспонденту “МК” удалось разыскать мастеров, которые и ныне изготавливают уникальные сосуды с секретами.


— Отведаешь воды из муштурбы — как будто из горного родника напьешься, — говорит мастер Эдуард Жамакочян, протягивая миниатюрный кувшин.

После первого глотка серебряная кружка начинает... петь — журчать: со дна волшебного сосуда фейерверком устремляются к поверхности многочисленные пузырьки воздуха.

— В Армении все поет: ветер в горах, реки на перекатах, огонь в глиняных печах, пастухи на высокогорных пастбищах… — говорит, растягивая слова, хозяин придорожной мастерской. Пряча улыбку в кулак, он продолжает: “Пейте осторожней — в кувшинах нередко прячутся духи — джинны”.

О поющем сосуде нам в Армении рассказывали на рынках, на приеме у мэра, в российском посольстве. А попробовать из него ключевой воды нам довелось в гостях у мастера–чеканщика.

Постукивая молоточком, Эдуард Суренович у нас на глазах “лепит” кувшин-головоломку: перемещая чекан, он ударяет по нему миниатюрным молотком, и заготовка из серебра постепенно приобретает вогнутую форму. Время от времени мастер “окунает” будущий кувшин в огонь газовой горелки — и серебряная поверхность заготовки выравнивается: исчезают, расплавляются следы от удара молотка.

Рядом с мастером — на отлакированном временем пне — лежат кованые стальные стержни восьмигранного и круглого сечения — чеканы.

— Поющий сосуд был изобретен давно, — говорит Эдуард Суренович, вставляя в полую серебряную заготовку “хитрое” донышко. — В Персии подобный кувшин называли муштурбой и наряду с коврами и лошадьми дарили гостям из дальних стран.

Секрет чудо-сосуда оказался на удивление прост. В дно кувшинчика мастер вставляет вогнутую плошку типа половника, в которой по бокам просверлены два небольших отверстия. Когда пьющий человек наклоняет кувшин, пузырьки воздуха из полого потайного дна устремляются к поверхности. Вода в сосуде бурлит, будто поет.

На изготовление чудо-сосуда у мастера уходит 130 граммов серебра. Ручку для кувшинчика чеканщик из Гюмри приноровился делать из латунной противотанковой гильзы. Благо рядом дислоцируется российская военная база. Муштурба из чистого серебра стоит около 140 долларов и считается лучшим сувениром, привезенным из Армении.

* * *

Известно, что у генсека Никиты Сергеевича Хрущева, чтобы выдержать водочный марафон, был припасен особый чудо-стакан с оптическим эффектом. На дне рюмки плескался глоток огненной воды, а стакан казался наполненным до краев.

Еще одну уникальную кружку — “Напейся, но не облейся” — делали в 70-х годах на Конаковском фаянсовом заводе в Тверской области. Стоило наклонить чудо-сосуд, как его содержимое “по усам текло, а в рот не попадало”. Как устроен стакан-проливашка, не могли в свое время разгадать даже знатоки из телепередачи “Что, где, когда?”

Очевидцы вспоминали, что генсек Леонид Ильич Брежнев любил в неформальной обстановке потчевать из кружки с секретом гостей. Приглашенные пытались всеми пальцами зажать 12 дырочек, расположенных по окружности в верхней части кружки... Глядя на вымокшие рубашки гостей, Леонид Ильич показывал, как можно было напиться из чудо-сосуда, не облившись. Веселясь, он зажимал пальцем маленькое отверстие, спрятанное под “хитрой” полой ручкой.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру