За окнами редакции — летнее пекло. Внутри — раскаленный телефон. В разгар вступительной кампании “горячая линия” с председателем Комитета Госдумы по образованию и науке Николаем БУЛАЕВЫМ оказалась по-настоящему жаркой. 90% звонков были посвящены двум проблемам: предполагаемой отмене отсрочки от армии для студентов и слухам вокруг закрытия некоторых негосударственных вузов.
Служить бы рад…
— Крюкова Елена Игоревна, Москва. У меня сын — студент первого курса пищевого института, платное отделение. Сохранится ли для него отсрочка от армии?
— Пока никаких законопроектов, отменяющих отсрочки, в Госдуму не поступало. Варианты обсуждаются, но никакого законодательного решения нет. Думаю, в ближайшее время законопроект такого рода не будет внесен.
— Наталья Соколова. Сын поступил в коммерческий вуз. Не призовут ли его осенью в армию?
— В статье 24 Закона “О воинской обязанности и военной службе” сказано, что студентам очной формы обучения государственных вузов и негосударственных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, предоставляется отсрочка от службы в Вооруженных силах РФ на все время учебы.
— А если аккредитации еще нет?
— Тогда и отсрочки, к сожалению, нет.
— Это Алексей Шешминцев, Московская область. Если отсрочку для студентов все-таки отменят, не будет ли это нарушением Конституции, где сказано, что в РФ не могут приниматься законы, умаляющие права граждан?
— В Конституции есть еще и другая статья — о почетном долге и обязанности гражданина служить в армии.
— А какая ваша личная позиция по этому поводу?
— Я в армии служил, на Сахалине...
Беседа между звонками
— После окончания Рязанского пединститута я работал учителем в родном селе. Мог по закону не служить, но для себя решил: пока не пройду армию — не женюсь. В военкомат ходил 28 раз, просил призвать. Военный комиссар был против: ведь учителя нужны на селе. Но, в конце концов, сдался. Привезли нас в аэропорт, вручили билеты. Я смотрю: Сахалин! Закинули на дальнюю “точку”, станцию радиосвязи. Помню, в первый день подходит ко мне старшина, говорит: “Коля, бери вилы, пойдем рыбу ловить”. Оказалось, горбуша шла на нерест. Река узкая, не шире стола, рыбу вилами из нее вытаскивали. Пришел в столовую на обед, смотрю: стоит кастрюля с чем-то красным, в ней ложка. Спрашиваю: “Что это?” Говорят: “Икра, ешь”. Для меня, деревенского парня, это был шок. Первый раз в жизни ел икру, да еще ложкой...
— Владимир Николаевич Ткач. Мой внук поступил во ВГИК, там нет военной кафедры. Положена ли ему отсрочка?
— Конечно. Это же государственный вуз. Но после окончания учебы придется отдать воинский долг Родине.
— Сын окончил институт, поступил в аспирантуру. Ему полагается вторая отсрочка?
— Да, если у него очная форма обучения.
— Елена Анатольевна Смирнова, педагог. Существует ли отсрочка для ребят, работающих учителями в московских школах? Могут ли они пойти на альтернативную службу?
— Отсрочка есть только у педагогов сельских школ. Законопроект о городских учителях рассматривался в Госдуме год назад, но не был принят. Но городские педагоги могут воспользоваться и правом на альтернативную гражданскую службу. В Законе об АГС указаны условия ее прохождения.
Осторожно, двери закрываются!
— Добрый день, Николай Иванович! Правда ли, что будут сокращать количество негосударственных вузов?
— Никто такой задачи не ставит. Среди коммерческих вузов есть, конечно, и такие, которые не дают знаний, а торгуют дипломами и отсрочками от армии. Необходимо повысить требования к качеству образования, причем независимо от того, какой это вуз — государственный или частный.
— Нина Дмитриевна, Красногорск. В городе есть филиал московского вуза. Сейчас его проверяют. Мы опасаемся, не закроют ли его...
— Закрыть вуз или его филиал можно только через суд. Речь у вас пока идет о проверке качества обучения. Филиалы должны давать такое же полноценное образование, как и головной институт. Если будут обнаружены нарушения, то и вуз, и его филиал могут лишить аккредитации. Когда замечания будут устранены, аккредитацию возобновят.
— Татьяна Петровна беспокоит. Дочь учится в Международном институте гостиничного менеджмента и туризма. Пошли слухи, что его лишили аттестации...
— Этот институт прошел в апреле комплексную проверку, то есть повторную процедуру лицензирования, аккредитации и аттестации. Аккредитационная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 1 июля 2004 года решила аттестовать вуз сроком на пять лет и аккредитовать на три года (по причине того, что в вузе недостаточен процент преподавателей, имеющих ученые степени и звания). Коллегия также рекомендовала убрать из названия вуза слово “международный”, поскольку этот термин применяется, если в состав учредителей вуза входит зарубежное образовательное учреждение или вуз имеет филиалы за рубежом.
Сколько стоит гранит науки?
— Тут недавно пустили слухи, что бесплатное образование, среднее и высшее, хотят ликвидировать...
— Это плохой анекдот, и очень старый. Никто не собирался и не собирается уничтожать бесплатное образование.
— Наталья Викторовна. Сын поступил в государственный институт на бюджетное место. В вузе сразу стали намекать, что образование будет целиком платным, надо готовить деньги.
— Это кто-то нехорошо пошутил. Бюджетных мест меньше не будет: в 2004 г. их — 610826, на 2% больше, чем в 2003-м, в том числе 407160 — для студентов очных отделений. Финансирование государственных вузов также не сократится.
— Николай Иванович? У меня вопрос: внучка учится на филологическом факультете университета, платит 2000 долларов за год. В семье кроме нее только мама и брат. Отец умер. Есть ли льготы для детей из неполных семей? Она отличница, учится на “пятерки”, а платит столько же, сколько и троечники...
— Законодательством, к сожалению, не предусматриваются льготы для студентов, обучающихся на платной основе. Стоимость учебы прописывается в договоре, заключаемом при поступлении в вуз. Но университет вправе сам устанавливать льготы, особенно для отличников. Я попытаюсь вам помочь, но решить вопрос может только ректор вуза.
— А есть ли у нее возможность перевестись на бесплатное обучение?
— В соответствии с уставом вуза студент платной формы обучения может быть переведен на бюджетное место. Закон этого не запрещает. Но только в том случае, если появляются вакантные места в связи с отчислением кого-то.
— Татьяна Николаевна, мама второкурсника. Будет ли повышена студенческая стипендия?
— Это решится при рассмотрении бюджета на 2005 год. Скорее всего в 5 раз увеличится доля стипендиального фонда, направляемая для оказания материальной помощи нуждающимся студентам (сейчас она составляет 5% стипендиального фонда).
— Многие ребята вынуждены подрабатывать во время учебы, а это сказывается на успеваемости...
— Ничего плохого в этом нет. Мы тоже в свое время работали и учились. Но подработка не должна мешать учебе.
Беседа между звонками
— За время учебы в пединституте я столько вагонов с углем и мукой разгрузил! Стипендия была 28 рублей, меньше рубля в день... Из дома присылали 10 рублей на два месяца. Больше не могли: деревенская семья, пятеро детей. Я с друзьями ходил на товарную станцию разгружать вагоны. За разгрузку вагона платили 60 рублей. Работали вчетвером, выходило по 15 целковых на нос...
— Не скажется ли введение Единого госэкзамена на числе бюджетных мест?
— Это то же самое, что в школьной задачке связывать километры с ведрами. На финансирование вузов ЕГЭ не влияет. Но, я считаю, в институт нельзя принимать только на основе результатов Единых госэкзаменов. Должен быть выбор: традиционные экзамены, ЕГЭ, предметные олимпиады. Иначе мы потеряем талантливых ребят. Нужна более широкая вступительная “воронка”. Это как в жизни: если горлышко воронки слишком узкое, молоко перельется через край, и сливки не попадут в банку. Из чего масло делать будем?..
Беседа между звонками
— В этом году предполагалось сравнять в правах победителей региональных и общероссийских олимпиад. Но в Думе поправка не прошла. Сказали, что это дополнительная льгота. Да какая же это льгота! В вуз должны принимать по одному критерию — уму. А ребята, прошедшие 4—5 олимпиад и победившие в регионе, достойны того, чтобы быть принятыми в институт без экзаменов. Льготы могут предоставляться по социальному показателю: для детей-сирот, детей-инвалидов, солдат срочной службы и т.д. Что же касается победителей олимпиад, их внеконкурсное поступление — это не льготы, а право, завоеванное в борьбе. Иначе не видать нам новых Ломоносовых и Менделеевых.
Заграница опять нам поможет?
— Елена, студентка. Почему хотят ввести в России Болонскую систему, в чем ее преимущество?
— Болонский процесс, к которому Россия присоединилась в 2003 году, открывает больше возможностей для получения знаний и трудоустройства. После завершения всех процедур: введения двухуровневого (бакалавр-магистр) образования, кредитных единиц вместо традиционных экзаменов и зачетов, дипломы российских вузов станут признаваться в большинстве стран. Но нужно сохранить все лучшее, что есть сегодня в российском образовании.
— Мама будущего абитуриента звонит. Говорят, что в 2005 году отменят школьные медали...
— Такого решения нет. Для его принятия необходимо внести поправки в Закон “Об образовании”. Такие законодательные инициативы в Государственную думу не поступали. Поэтому в следующем году и золотые, и серебряные школьные медали будут давать абитуриенту те же льготы, что и сейчас.
— Татьяна Алексеевна, домохозяйка. У меня дочь — студентка. Поэтому такой вопрос: имеет ли она право на льготный проезд по железной дороге?
— Это грустная тема. По закону — имеет. Льготы для студентов, которые существуют, но реально не работают, скорее всего будут отменены. Вообще социальная помощь, я считаю, должна быть адресной. Зачем помогать тем, кто приезжает в вуз на иномарке? Нужно давать деньги на питание и на проезд прежде всего нуждающимся.