Полуостров сокровищ

Растяжка в центре Симферополя : “Винодельческий завод Андрея Макаревича”. Спрашиваю: что, и он тоже?

“Нет, это однофамилец, — улыбаются местные. — У вашего под Ялтой дайвинг-центр”. И с гордостью перечисляют, у кого и где свой “свечной заводик”. При этом козыряя такими фамилиями, как Кобзон, Потанин, Черномырдин. Список бесконечен. А сколько еще неизвестных героев?.. Русские активно тратят деньги на земле, которая “могла быть нашей” и которую “упустили”. Разница лишь в том, что одни покупают особняки и санатории, а другие — новые плавки и кроссовки.

И себе, и людям

Иметь домик в деревне, а теперь коттедж на берегу моря — уже не просто модно, но и прибыльно. Раньше россияне массово скупали по бросовым ценам земельные участки, дачи и даже квартиры в Крыму. Для того, чтобы было куда приехать отдохнуть. Теперь “богатые русские” смекнули, что квартиры можно сдавать своим на сезон и местным — на зиму. И присмотрят, и денег заплатят.

Предпочтения россиян давно известны. Это Южный берег Крыма. Здесь и чище, и теплее, и инфраструктура вся уже выстроена. Самые высокие цены, естественно, в Форосе. Том самом, где отсиживался Горбачев во время путча, где сейчас находятся дачи Кучмы и, по слухам, — Путина.

Чуть дешевле Гурзуф. Еще бы: приятно жить рядом с известной Медведь-горой и мечтой всех пионеров — “Артеком”. А вот Ялта, как ни странно, на третьем, но почетном месте. Опять же все понятно. Пафосно, дорого, грязно и многолюдно. Но тем не менее по-прежнему модно. В среднем самая дешевая однокомнатная квартира на Южном берегу Крыма стоит 20 тысяч долларов. Интересно, что домик в близлежащем поселке обойдется дешевле — порядка 15 штук у.е. Правда, не стоит путать с коттеджем — этот построен давно, да и туалет, как правило, на улице. А вот новомодные двухэтажные дома коттеджного типа у моря стоят намного дороже — около 300 тысяч “зелеными”. А то и больше.

Новая тенденция: россияне покупают пустырь, строят домик для семьи и пару-тройку коттеджей для гостей. Такая вот мини-гостиница. Разговор с продавцами начинается от 1000—1500 долларов за сотку. Впрочем, знающие люди говорят, что уже совсем скоро такие “шоколадные” предложения исчезнут. Ведь цены благодаря огромному спросу упорно ползут вверх — за последние несколько лет подскочили вдвое.

Интересно, что местные дельцы подстроились под потребности россиян и с каждым годом выбрасывают на рынок оригинальные предложения. Оказывается, при желании можно купить даже номера в пансионатах и гостиницах. Правда, удовольствие это не из дешевых. Как рассказали “МК” в крупнейшей в Крыму строительной фирме, квадратный метр оценивается в среднем в 1000 долларов. Минимальная площадь номера — 30 “квадратов”. Апартаменты можно продать, сдать в аренду. Правда, прописаться в них нельзя (это считается нежилым фондом).

Крупный улов

Те, кто побогаче, строят для всех. А сами, как правило, отдыхают где-нибудь на Карибах или Канарах. В Крыму же — только бизнес, ничего личного.

— Вчера опять москвичи приезжали. Снова что-то высматривали. Деваться от них уже некуда, скупили все, что можно, — судачат бабульки на лавочке. Не ялтинские, а из маленького поселочка под Севастополем.

— Что, частенько наезжают?

— Ой, да что тут говорить. Видите, вон штук двадцать одинаковых домиков стоит? Говорят, папа этой вашей певицы — Алсу — построил. Раньше было поле, теперь пансионат.

Таких свежевыкрашенных коттеджных поселков в Крыму — море. И большая их часть построена россиянами. Это довольно дешевый вид отдыха, а потому пользуется спросом. Сутки в таком пансионате стоят в среднем 20 долларов на человека. Вложения в строительство очень быстро окупаются. Как говорят сами бизнесмены, за один, максимум два сезона.

Еще один вид бизнеса — частные пляжи. Их нельзя купить. Но взять в аренду лет на 50 — вполне. Что россияне и делают. Получают в свое ведение кусок пляжа, огораживают и облагораживают его. Разравнивают бульдозерами, вычищая от грязи и сорняков, ставят грибки, раздевалки, шезлонги. Открывают торговые точки, бары и дискотеки. И все — только дождись сезона и стриги купоны. Подобные “творения” можно увидеть на “золотом пляже” под Феодосией, Евпаторией и Севастополем. Впрочем, география тоже широкая. Стоимость аренды — от 2 тысяч долларов за сотку.

Бизнесмены поленивее и с кошельками потуже покупают уже готовые гостиницы или дома отдыха. Цены в этом случае на порядок выше. Зато все сделано “под ключ”. Реальный пример — частный отель на берегу моря в Коктебеле на 20 номеров “люкс” со всей инфраструктурой (баром, прачечной, столовой и парковкой) стоит 900 тысяч долларов. На Южном берегу похожие предложения оцениваются уже в “лимон”-полтора. Предела, понятное дело, нет. Показатель — гостиница “Ореанда” на набережной Ялты. В ее реконструкцию россияне вложили 30 млн. долларов. И цены там теперь соответствующие. За обычный номер в сутки берут порядка 100 долларов, стоимость люксов доходит до 400 баксов.

В целом, по данным министерства госимущества Крыма, треть санаториев и гостиниц на Южном берегу — российская собственность. А почти все крупные инвестиционные проекты на полуострове ведут... несложно догадаться, чьи компании.

Первое место по объему инвестиций занимает сейчас Алушта. Россияне здесь строят аквапарки, гостиницы, санатории, дома отдыха. “Лукойл”, к примеру, реконструирует комплекс. Цена вопроса — от 10 миллионов долларов. “Национальный резервный банк” в той же Алуште возводит пятизвездочный гостиничный комплекс “Миндальная роща”. Стоимость — 25 млн. “зеленью”. Уже работает пансионат “Море” с аквапарком и 4-звездочным туркомплексом, который тоже принадлежит этому банку. В него, как говорят, вложено до 100 млн. долларов.

Кстати, на Украине не так давно появились свои “питерские” — земляки нынешнего кандидата в президенты, премьер-министра Виктора Януковича. По своим возможностям российский капитал превосходит все украинские финансово-промышленные группы. За исключением донецкой. Эти “новые украинцы” — единственные конкуренты России в завоевании Крыма. Впрочем, нашим до них дела нет. На полуострове еще осталось столько лакомых кусков...

Что нам стоит дом построить

Заработать в Крыму можно на любой недвижимости. Главное — уметь видеть. Например, весьма прибыльный бизнес — так называемые недострои. Пожалуй, в каждом крымском прибрежном городе найдется хоть один-два заброшенных объекта. Начало их возведения датируется еще советскими временами. А места, как правило, удачные — у самого моря.

Так вот наши догадались, что и на этом пропадающем добре можно делать деньги. И немалые. Схема проста: найти объект, вычислить, кто им владеет, и перекупить. Затем вкладываешь в него минимум денег и загоняешь уже за более высокую цену. Вот и вся премудрость.

— Самое трудное даже не найти хозяев, а, как ни странно, уговорить их продать этот “мертвый груз”, — рассказывает бизнесмен из Москвы Алексей. — Они ведь тоже понимают, что это реальные деньги. Пусть и простаивающие.

Многие хозяева недостроев — как правило, бывшие государственные предприятия. С одной стороны, их давит соблазн скинуть “висяк” и заработать денег, а с другой — все еще надеются найти средства, восстановить и отправлять на отдых своих специалистов. Прямо как в золотые советские времена. Именно с объектами, которые по сей день висят на балансе казенных предприятий, и бывают неудачи. Эти ни в какую не продают — ждут лучших времен. Но чаще хозяева немного поломаются и сдаются. Против цифр с несколькими нулями не попрешь: чем их больше (нулей то бишь) — тем меньше аргументов против продажи.

— Вот покупаем, например, недостроенный детский лагерь, в котором уже возведено несколько корпусов, за 800 тысяч долларов, — продолжает Алексей. — Вкладываем в него еще тысяч 50 — чистим, можем вырыть котлован для еще одного корпуса, косим сорняки. Или вовсе сносим все к чертям. И продаем уже за миллион-полтора. Каково? Причем если есть возможность, выжидаем время. Скажем, через год-другой этот же объект можно будет продать уже за два миллиона. Клиентов хоть отбавляй.

Тяжелый случай — когда у одного объекта сразу несколько владельцев. Пока всех уговоришь, поседеть можно. Вот в Алуште на холме прямо над частными санаторными пляжами гордо реет огромный серый монстр, без стекол, без отделки. Пустая коробка с окнами-бойницами. Приют местных бомжей, укромный угол для тусующейся неформальной молодежи. А между прочим, располагается он почти в центре города. И вид оттуда на море — потрясающий. Вычистить, выкрасить в белый цвет, вставить стекла — и смотреться будет не хуже отелей Таиланда.

— Вот с этим строением мы намаялись. Там два или три хозяина — точно уже не помню. Один из них — государственное предприятие. Остальные уже согласились, только не он. В итоге ничего не получилось — дохлый номер. Потому и стоит до сих пор бесхозный, разваливается. Но все-таки — что греха таить — мы надежду не теряем, — говорит предприниматель.Так и рассекает Алексей по всему полуострову в поисках недостроев. И, надо сказать, неплохо себя чувствует.

Все вокруг советское

А вот у наших властей в отличие от бизнеса — серьезные проблемы. После развала Союза прошло уже больше десяти лет, а многие санатории союзного значения до сих пор россиянами не “застолблены”.

Как рассказали “МК” в министерстве курортов и туризма Крыма, 47 здравниц не имеют официального статуса, до сих пор не определен собственник. И России придется доказать свои права. “Это все равно что вам исполнилось 16 лет, а паспорт давать не хотят. Стукнуло 25 — документы до сих пор получить не удается, — разъясняют чиновники. — Несколько здравниц под шумок Лужкову удалось отвоевать. Но больше украинцы — ни-ни”.

Не так давно Верховная рада Украины (аналог нашей Госдумы) обсуждала вопрос о признании четырех российских здравниц, принадлежащих мэрии Москвы. Расположены они в Ялте и Евпатории. По рассказам очевидцев, предложение крымских властей вызвало у “самостийных” депутатов волну негодования. Итог — “клятым москалям” ничего не отдали.

Крымские власти проявили чудеса изобретательности и придумали, как выйти из неловкого положения. Предложили создать на базе спорных пансионатов товарищества. И управлять ими совместно. Причем в каждом конкретном случае определить доли: сколько процентов принадлежит России, сколько Крыму или Украине. Все должны быть довольны.

Но Россия пока никакого ответа не дала. Обдумывает, видать. В этом году в Москву собирается делегация крымских властей. На переговорах с москвичами они планируют поднять в том числе и этот вопрос.

— Настроения в Украине меняются стремительно. Потому лучше уж соглашаться на такой вариант, чем потом остаться у разбитого корыта. А такое развитие событий тоже весьма вероятно, — поделился с корреспондентом “МК” высокопоставленный чиновник.

Действительно, украинские парламентарии крайне непредсказуемы. Когда приезжал Путин, смотрели ему в рот и заявляли о дружбе на века. А на слушаниях по спорным здравницам, один из депутатов (которого поддержало большинство) выдал: “Такими благими намерениями Крым вымащивает себе дорогу в ад”. Такие вот особенности незалежной политики.

Могли бы жить долго и счастливо

А накануне сезона министр курортов и туризма Крыма Александр Таряник предложил отдать берег от Алушты до Судака в аренду России на 99 лет. “Не поверите, один из депутатов приговорил меня к расстрелу за такие слова”, — смеется он. А Россия восприняла с воодушевлением. Газеты пестрели заголовками: “Крым все-таки станет российским”, “Не политика, так деньги помогут завоевать полуостров” и т.п.

— Миллионы приходят со счетов на Виргинских островах. Ну мы-то видим, что это россияне с чемоданами денег приехали.

— Банкиры, нефтянка?

— Кто такие и откуда — не наше дело. Спросишь — еще испугаются, заберут чемоданы и уедут. А деньги-то нам нужны.

Так говорят представители крымской власти. Они-то понимают, откуда ветер дует. И ждут новых россиян с тугими кошельками. А те, собственно, и не против.

Как возникла эта идея и почему она не прошла, “МК” рассказал Александр Таряник.

— Сработала актуальная украинская поговорка: “что не зъим, то понадкусую”. То есть — что не съем, то надкушу. Думаю, пока Украина не определится окончательно, с кем она — с Евросоюзом, НАТО, Россией — ничего хорошего не будет.

— Так, быть может, ваше предложение просто противоречило законам?

— Глупости. Наш закон о концессии позволяет сдавать землю в аренду на 50 лет. Так почему не продлить до 99 при условии, что арендаторы возведут всю инфраструктуру? Отремонтируют дороги, водопровод, аэропорты. Причем это ведь собственность государства. И продавать ее никто не имеет права. А там думают, что лучше продать землю частникам под коттеджи. И никто не задумывается, что туристов туда ничем не заманишь.

— А насколько сейчас в Крыму силен российский капитал?

— Очень даже. Но все-таки присутствие России не столь велико, как нам того хотелось бы. Если брать весь туристический бизнес в Крыму за 100 процентов, то российского капитала в нем — порядка 60%. 30 процентов — Украина. Остальное — американцы, турки и пр. Но я абсолютно уверен, что российский бизнес придет сюда. Нужно только предоставить ему нормальные условия для работы. Довольны будут обе стороны — и Украина, и Россия. Думаю, то, что происходит сейчас, — это только начало.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру