Дорогая, я уменьшил зверей

Гибэдэдэшник привычным жестом затормозил “Оку”. “Вы нарушили…” — затянул он обычную песню. Но уже через минуту стражу стало не по себе, потому что сначала в приоткрытое окошко малолитражки высунулась одна лошадиная морда, а следом другая. Хотя чего он удивился, непонятно. Просто лошадки ни разу не видели живого гаишника, а для общего развития все-таки не повредит. Достоверно неизвестно, принял ли представитель милиции коников за мираж или решил, что это результат напряженного рабочего дня. Он настолько растерялся, что даже забыл произнести святые для всего их сословия слова “аптечка и огнетушитель”.

На самом деле переживания эти были излишними. В “Оке” действительно ехали лошади. Просто коневозка сломалась, и водитель был вынужден погрузить скакунов в легковушку. Ведь добираться до фермы надо. Обычная история, если не считать одного резонного вопроса: каким образом лошади поместились в малолитражку? А таким, что они самые маленькие лошади в мире — американские миниатюрные. Всего на земле таковых насчитывается около 200 тысяч, россиян среди них — 16.

В небольшой поселок на границе подмосковного Луховицкого района и Рязанской области мини-скакунов привезли Мария и Павел. Привезли не ради забавы, а для продвижения в широкие массы идеи минимализма. Помимо сведенных до минимума лошадок на ферме имеются мини-свиньи, мини-собачки, недавно успешно были распроданы мини-козлы.

А началась эта увлекательная история так же, как большинство увлекательных историй. То есть встретились мужчина и женщина. В данном случае — Паша с Машей. И произошла эта встреча возле памятника Юрию Никулину на Цветном. Не прошло и трех месяцев, как в романтическом порыве мужчина продал свою московскую квартиру. Павел Галямин пошел на сей героический шаг для того, чтобы воплотить в жизнь их общую мечту — купить небольшую ферму и заняться разведением мини. Дело в том, что незадолго до описываемых событий Мария в Америке увидела мини-лошадей и буквально влюбилась. Теперь она занимается разведением, а Паша — информационной поддержкой (потому как программист по профессии): делает симпатичные сайты. Нашлись и другие единомышленники, вследствие чего образовалась целая Ассоциация заводчиков американских миниатюрных лошадей.

Мини-юбки, мини-вэны, мини-кони…

СПРАВКА “МК”. Средний вес мини-лошадки — 40—65 килограммов, средний рост — около 80 сантиметров в холке. Основные черты характера — добрый нрав, чрезвычайная аккуратность и интеллигентность. Считается, что маленькие лошадки были привезены в США из Англии и Голландии в XIX веке. Историки зафиксировали использование труда мини-коняшек на угольных шахтах. Невысокие лошади отлично маневрировали в узких штольнях и в то же время были исполнительной и послушной тягловой силой. Разводили мини-коников также для зоопарков, где их демонстрировали как диковинку. Остались упоминания и о том, как маленьких лошадей во все времена с удовольствием дарили. История селекции “миников” насчитывает ни много ни мало 400 лет. Причем на протяжении всей работы над породой мини-скакунам “приливали” кровь арабских, английских чистокровных и прочих пород, поэтому мини-ахалтекинец как две капли воды похож на своего большого брата. То есть хочешь крошечного рысака — получишь! Американская миниатюрная лошадь Литтл Памкин с фермы “Делла Терра” (Инман, США) занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый крошечный скакун в мире. На 30 ноября 1975 года его рост составил 35,5 сантиметра, а весило это чудо 9 килограммов.

Первых своих “миников” Мария привезла в Россию из Чикаго два года назад. В “Шереметьево” по этому поводу случился форменный переполох. Все хотели увидеть лошадок, легко поместившихся в обычные контейнеры для собак. Продавать всю партию Галямин не планировал, но мини-коников, что называется, с руками оторвали. Наши люди покупали коняшек главным образом на подарки детям и членам правительства (имена настолько громкие, что Мария не решилась их произнести). Посему вскоре пришлось ехать за второй партией миниатюрных лошадей. Их привезли тоже из Америки, но уже из Баффало, потому как чикагским непросто далась адаптация к нашим погодным условиям.

— Знаете, что сказал Аркадий Арканов про мини-лошадей? — начал разговор гость Маши и Паши, писатель Александр Каневский. — Он сказал: “Ужас — это когда маленькое существо превращается в огромное. Например, если муха вдруг становится размером со слона — это ужас. А когда большое существо уменьшается — это умиление”. Эти лошадки вызывают умиление и удивительное ощущение мимолетного возвращения в детство, где маленькие стульчики, крошечные столики и малюсенькие лошадки… Мини-лошади — это порода для радости.

В гости к писателю Арканову возили Чипа, самого маленького из имеющихся на ферме скакунов. Он — гордость хозяев, весит 17 килограммов, ростом 56 сантиметров и отлично сложен. Квартал от машины и до дома писателя Чип чинно шел в поводу. Давно привыкшие ко всяким разным экзотическим собакам москвичи даже не особенно обращали на него внимание. Но как только признавали в песике коника, удивлению предела не было.

Мал золотник, да дорог

Мини-зверюшки — удовольствие не для бедных. Лошадки первой привезенной Марией партии “ушли” за 8000, 9000, 12000 у.е., мини-козлики обошлись покупателям в 3—4 “штуки” “зеленых”. Кстати, козлов тоже брали на подарки. Впрочем, по признанию хозяев фермы, на разведении мини-лошадей миллионером стать сложно. Если рынок (какой-никакой) обычных, к примеру, лошадей все-таки есть, то на “миников” рынка нет вообще.

— Цены такие, потому что одна транспортировка мини-лошади выливается в 4000$, прибавьте сюда себестоимость, — поясняет Маша. — Когда “миники” начнут рождаться здесь, цены будут ниже, потому что экономика станет другой.

Мини-ценовая политика обещает стать менее кусачей уже в ближайшее время. Потому что у кобылы Галки недавно родился первенец. Первого подмосковно-рязанского миниатюрного коня окрестили Портом.

— В честь футбольной команды Португалии. Он родился, когда португальцы выиграли Кубок UEFA, и никому не дал посмотреть матч! — смеется Мария.

Мини-индустрия в России постепенно набирает обороты. Теперь уже и в наших зоомагазинах продаются памперсы для мини-лошадок. Правда, пока только импортные. Среагировал заморский производитель и на то, что миниатюрные коники совершенно не переносят одиночества. Дело в том, что они способны носиться за хозяином из комнаты в комнату, а чтобы счастливый владелец не сошел с ума от цокота копыт, американцы выпускают специальные валенки-сапожки. В войлочной обувке питомец может бегать сколько угодно и почти бесшумно. Так что если загородного дома у вас нет, а мини-коняшку хочется, для квартир (правда, немаленьких) они тоже вполне предназначены.

Мини-козликов и мини-овечек в Штатах традиционно используют в качестве живых газонокосилок. Этим они отрабатывают свой скромный хлеб. Из-за анатомических особенностей живые “агрегаты” щиплют траву ровно, как по линейке, и очень аккуратно. Газонокосилка стоимостью в 4000$ вроде бы удовольствие недешевое, но если прикинуть срок эксплуатации и экономию кормов, выходит не так накладно. Кроме того, у “миников” есть одно неоспоримое достоинство — они дешевы в содержании. Едят мало и то же самое, что и их обычные сородичи. Стакан овса и 1—2 килограмма сена в день для лошади вполне достаточно. Козы наедаются стаканом геркулеса и пучком сена и дают целый бокал отличного молока. Мини-козлики первой партии были из Камеруна, следующих Мария планирует завозить из Бельгии — очень они там по экстерьеру нарядные.

Мелочь пузатая

СПРАВКА “МК”. История свиньи миниатюрной домашней такова. Ученый-швейцарец ввез обычную азиатскую пузатую свинью в Европу из Китая. За Великой китайской стеной тогда царил страшный голод, и можно сказать, что ученый спас свинюшек от верной смерти под ножом мясника. В Европе мини-свиней стали широко использовать для лабораторных исследований. Ест мало, разводить несложно — словом, отличное животное для опытов. Когда мини-хрюшек увидел канадец, он сразу решил, что лучшего домашнего питомца не найти. С этого момента “миников” с пятачками начали целенаправленно культивировать как друзей человека.

По обоюдному признанию Марии и Павла, мини-хрюшки очень умные и отлично дрессируются. Их Зосенька, к примеру, существо коммуникабельное, добродушное и очень любит гостей. Живет она с приятелем в будке, которую вполне реально охраняет. Кроме того, Зося отлично прыгает через барьеры, прекрасно выполняет команды “к ноге” и “служить”, знает свою кличку. Рассказывают, зимой хрюшка по пятам бегала за работником фермы Николем и залезала к нему на кровать греться. Ложилась аккуратно — пятачок на подушку, копытца под одеяло. Хоть и свинья, а воспитанная.

Собачки, разведением которых также занимаются Мария и Павел, тоже маленькие. Пока мы фотографировали лошадок, крошечные бульдожки и той-терьеры умильно плескались в обычном детском надувном бассейне и считали своим долгом коллективно облаивать каждого мимо проходящего. Хозяева фермы рассказывают, что песики ввиду своего роста к кошкам не задираются, зато не прочь поохотиться на крыс. “Тойки” ведь все-таки терьеры, только дичь выбирают поменьше.

А пони — тоже кони

Есть у “мини-заводчиков” и большие лошади — ахалтекинская красавица Мишель и ольденбургский Виктор. Мелкие смотрят на них безо всякого пиетета, да и большие не видят особой разницы между собой и “миниками”. Здешний жеребец-производитель Фокус, например, на полном серьезе заигрывает с высокой Мишель. А еще он временами забывает, что рост его составляет метр в прыжке, и порывается выяснить отношения с Виктором. Великан к подобным провокациям относится снисходительно.

Конечно, выглядят “миники” так, что соплей перешибешь, но во всем остальном они стопроцентные скакуны. Корр. “МК” убедилась в этом, напросившись в помощники к конюху. Выводить лошадок из денников было несложно даже по две штуки, но, как только дело дошло до производителей, наметились трудности. Буян почти сразу встал на дыбы, подкозлил, недобро покосился и потащил меня по выгону. Была б я в седле, все закончилось бы скорее всего большими проблемами.

— На открытие сезона возили Буяна на Московский ипподром, — продолжает рассказ Мария. — На парад пород он вышел с достоинством туркменского ахалтекинца, встал на свечку, по-хозяйски оглядел собравшихся: мол, где табун, кого охранять… Народ, конечно, падал.

Фокус тоже поначалу выкаблучивался, а потом показал себя великолепным спортсменом. Он добросовестно бегал и эффектно брал препятствия.

Кстати, в Америке мини-лошадки принимают участие в скачках, бегают в упряжке, выступают в выездке, высшей школе конного спорта. А в конкуре “миники” себя уже показали так, что обычным лошадкам должно быть завидно.

— Представьте, жеребец ростом 67 сантиметров берет пустое препятствие высотой в 1,10 метра. Получается, нормальная лошадь должна взять 3 метра?..

Селекция мини-лошадей продолжает идти семимильными шагами в сторону уменьшения. И, возможно, пройдет пара-тройка сотен лет, и мир увидит карманную лошадку. Отечественный зооминимализм находит себе все новых почитателей. Только представьте: сидишь себе дома, а из гостиной на кухню табунчик пропылил, разве не здорово?

Павел провожает нас до машины. Дорожку перебегает сведенный до полного минимума петух с целой командой кур-дюймовочек.

— Ваши? — спрашиваю.

— Нет. Наверное, соседи заразились мини.

Вот так, граждане, минимализм — штука не только увлекательная, но и заразительная. А Маша и Паша, может быть, скоро заведут мини-бегемота. А чем не домашний любимец?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру