Бизнес без тормозов

9 августа 2004 в 00:00, просмотров: 165

— Хочешь, я покажу тебе, как ноги переезжают? — 16-летний уличный торговец цветов сунул свою кроссовку прямо под колесо “мерина”. — Видишь, совсем не больно!

У тинейджеров, зашибающих деньгу на проезжей части, это известный прикол: главное успеть поджать пальцы. Летом дорога для подростков — самое прибыльное, но и самое опасное место.

Напротив “Горбушки” местные мальчишки помогают владельцам “железных коней” припарковаться. И имеют с них неплохой навар: 200—300 руб. за день. Сотрудники ГАИ, патрулирующие неподалеку, уже не обращают внимания на маленьких зазывал.

— Сначала мы их гоняли, но они опять вырастали как грибы после дождя. И мы поняли, что бороться с ребятней бесполезно. Ну хотят они подзаработать — что ж в этом плохого? Но если кто-то нечаянно попадет под машину или получит травму, отвечать будут родители. Своих детей на такую работу мы бы ни за что не отпустили.

Что в этом плохого? Дети нарушают Правила дорожного движения при попустительстве тех, кто должен следить за соблюдением этих самых правил. Удивительно, что “забили” на главный дорожный документ, где сказано, что пешеход не имеет права сновать между машин, даже если они стоят на “красном”, — сами сотрудники ГИБДД.

Еще одно из “хлебных” мест — перекресток напротив МИДа. На светофоре скапливается рекордное количество авто, что на руку молодым “бизнесменам”. Рабочий день 17-летнего Магомета из Дагестана и его тети Анджелы длится часов пять. Лавируя между машинами, они раздают рекламные журналы.

— Другую работу мы найти не смогли. Каждый вечер наш работодатель выплачивает нам по 350 рублей. Милиция? Вот только что спрашивали, есть ли у Магомета прописка: хотели денег стрясти... А сотрудники ГАИ никогда не трогают.

Через дорогу стоит инспектор.

— Да, я вижу торговцев. Да, их надо штрафовать и убирать с проезжей части. Но я не могу оставить свой пост.

На проезжей части между Новинским бульваром и Большой Никитской тины продают холодную газировку, атласы автодорог, компакт-диски и даже... пиратские базы данных госорганов. Та же песня — на Тверском бульваре в районе памятника Пушкину. На наших глазах, когда зажегся красный свет, раздатчики в бейсболках рванули в притормаживающий автомобильный поток. За поворотом показался милицейский “уазик” — и ребята тут же разлетелись, как мухи. 15-летняя продавщица газировки спешно сунула бутылку в рюкзак.

— “Листовщики” отделаются предупреждением, они-то денег не берут, а вот нас засадят “до выяснения обстоятельств”.

Через пять минут “уазик” уехал, и юные “бизнесмены” высыпали на “денежную” полосу.

14-летняя Аня утверждает, что на “большую дорогу” ее послала... биржа в Люблине по трудоустройству молодежи. После заполнения простейшей анкеты девушке предложили расклеивать, раздавать у метро, раскидывать по почтовым ящикам все те же листовки. Других вакансий для нее не нашлось. Дорога оказалась самым прибыльным местом. Дома у Ани только мама.

— Она никогда не даст мне столько карманных денег, сколько я зарабатываю, — говорит “раздатчица”. — Поэтому приходится вкалывать самой.

Аниному напарнику Вове 17 лет, он уже перешел на 2-й курс института, учится на платном отделении. Деньги нужны, чтобы оплатить учебу. Но еще не факт, что он их получит. Вову работодатели могут и “кинуть”: ни контрактов, ни трудовых договоров фирма, пославшая подростков на дорогу, с ними не заключила. Аня же по-детски уверена, что обещанные 2 доллара в час ей заплатят: “Биржа с нашей зарплаты имеет проценты”. Но если “сотрудник” попадет под колеса, никто ответственности не несет.

А вот с одного из самых загруженных перекрестков столицы — Волгоградский проспект — Люблинская улица — детей-рекламщиков убрали. “Мне не важно, что ребенок делает на дороге: продает мороженое или раздает листовки. Мы боремся не против рекламы как таковой, — объясняет старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД ЮВАО Оксана Клименко. — Ребенок находится на проезжей части, спиной к светофору. Он просто не видит, как переключаются сигналы. Попасть под колеса ему проще простого”.

— Проблема с подростками, торгующими и раздающими рекламу на проезжей части, действительно существует, — говорят сотрудники отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД Москвы. — Ребята попадают сразу под две статьи Кодекса об административных правонарушениях. Максимальный штраф — 100 руб. Есть и еще один нюанс. “Бизнесмены”, которым не исполнилось 14 лет, не несут материальной ответственности за свои действия. И люди, которые нанимают детей, это прекрасно знают. К сожалению, ГАИ и подразделения ГУВД работают в этом вопросе как бы отдельно друг от друга. Поэтому искоренить проблему пока не удается.




Партнеры