Очевидно, но невероятно

9 августа 2004 в 00:00, просмотров: 142

Бытует мнение, что науку могут двигать только госинституты: у них есть необходимая материальная база и кадры. Действительно, с прежних времен госакадемиям и университетам достались лаборатории, оборудование, сотрудники. В советских НИИ работали лучшие мозги страны, делались открытия, защищались диссертации, создавались научные труды.


Однако за последние 15 лет от былого богатства почти ничего не осталось: приборы устарели, кадры разбежались. Речь, конечно, не идет о государственных грандах типа МГУ, МГТУ, МГИМО, РУДН и т.д. Но все же...

На помощь науке пришли негосударственные вузы. Они менее зависимы от госбюджета, легко приспосабливаются к рынку. Например, в Российском новом университете (РосНОУ) научные исследования охватывают сразу несколько направлений: проблемы глобальной демографии, теория катастроф, новые технологии в обучении, психодиагностика и адаптация студентов. Без развития науки, уверен ректор университета доктор технических наук, профессор Владимир Зернов, не достичь прорыва в экономике.

Одно из главных научных направлений в РосНОУ — разработка корпоративных информационных систем — решает задачу повышения эффективности управления предприятиями на основе современных методов и подходов. Уровень исследований подтверждается грантами РФФИ. Наука предполагает кооперацию ученых из различных университетов, и в университете работают межвузовские кафедры, организованные совместно c ведущими вузами страны МФТИ, МГТУ им. Баумана и др. На кафедре информационных систем фондового рынка разрабатываются математические модели поведения фондового рынка, проводится эконометрический анализ микро- и макроэкономических систем. В ходе построения моделей используется теория нейронных сетей. Наука в РосНОУ носит не только фундаментальный, но и прикладной характер. Анализ фондового рынка, показателей экономических систем, построенные на его основе модели поведения позволяют разрабатывать информсистемы управления финансами и ценными бумагами. Работа кафедры телекоммуникаций, средств связи и информационных систем в экономике и управлении под руководством лауреата Госпремии СССР профессора Дмитрия Лукина посвящена фундаментальным и прикладным исследованиям в таких областях, как применение теории катастроф, фрактального анализа и теории бифуркаций к разработке средств широкополосной мобильной связи. Кооперация ученых включает не только учебные заведения, но и научные институты: ИРЭ РАН, ИПМ РАН и другие.

В РосНОУ трудится целая плеяда всемирно известных ученых. В первую очередь — профессор Сергей Петрович Капица, автор и ведущий телепередачи “Очевидное-невероятное”. Главное внимание он уделяет исследованию проблем демографии. “Мы (люди) превышаем сравнимых с нами по размеру живых существ на пять порядков — в 100 тысяч раз!” — говорится в его статье “Демографическая революция и будущее человечества”. Человечество отделилось от остальной биосферы и создало свою окружающую среду. Важно понять, какими факторами определяется рост числа людей на нашей планете. По мнению профессора, к 2050 году население Земли достигнет 9 миллиардов человек, а к 2150-му — 12 млрд. После этого произойдет стабилизация. Но следует учитывать не только количественные, но и качественные параметры роста. Парадоксальным следствием демографии стало то, что на семьи с доходом $100 в день приходится 1,15 ребенка на одну женщину. В то же время в развивающихся странах на семьи с доходом $2 в день приходится 5—6 детей. Через несколько десятилетий может произойти вытеснение коренного населения экономически богатых стран эмигрантами из бедных. Поэтому необходима программа исследований, чтобы через историю и демографию увидеть будущее человечества. Особой популярностью среди студентов и аспирантов РосНОУ пользуются открытые лекции Сергея Петровича, традиционно проводимые в День знаний — 1 сентября. Тематика их всегда интересна, а вопросы зачастую выходят за пределы чисто познавательных, имеют глубоко научный характер. Например, одна тема звучала так: “Каков адрес Бога в Интернете?”

Или возьмем изучение лекарств. Одну из аспиранток университета заинтересовало, почему медицинские препараты не всегда дают желаемый эффект. Она “разложила” больных, принимающих определенное лекарство, по группам и сделала их математическое описание. Теперь благодаря ее работе врач сможет точнее назначать препараты для каждого пациента. Сотрудники университета проявляют заботу и о здоровье студентов. В РосНОУ разработаны здоровьесберегающие технологии, которые позволяют проводить длительный мониторинг адаптации каждого учащегося на протяжении всей учебы.

Университет издает авторитетнейший научно-информационный журнал “В мире науки” (Scientific American), главным редактором которого является С.П.Капица. Он выходит более чем в 30 странах, объективно освещает самые значимые открытия мировой науки и техники, является уникальной мировой трибуной, дающей возможность отечественным ученым публиковать статьи о своих достижениях. Но научные разработки без практического применения малоэффективны.

Отсутствие связи науки и практики в российских вузах — один из недостатков нашей системы образования (о чем говорилось на недавней встрече ректоров с премьер-министром М.Е.Фрадковым). Поэтому важнейшая задача, стоящая перед учеными РосНОУ, — внедрение научных достижений в жизнь, прежде всего в учебу. Это инновационно-образовательные и дистанционные технологии, психодиагностика, система мероприятий, направленная на адаптацию первокурсников, трудоустройство выпускников.

Недавно в РосНОУ прошла научно-практическая конференция “Россия: перспективы прорыва в цивилизацию знаний”, в которой приняли участие крупнейшие ученые страны. В ее ходе выявилась необходимость повышения конкурентоспособности образования через современные информационные технологии. РосНОУ является одним из немногих вузов, которые могут проводить телеконференции в реальном масштабе времени с любым городом России и мира. Подобных университетов в столичном регионе нет. А со следующего семестра, войдя в портал университета, папы и мамы, бабушки и дедушки студента смогут узнать о своем чаде не только то, посещает ли он занятия, но и увидеть результаты обучения — оценки. Это новое не только в российском, но и в мировом образовании.




Партнеры