ГИБДДола

11 августа 2004 в 00:00, просмотров: 277

Из ангара показался кусок чего-то белого и огромного. Раздались крики: “Поберегись, вывозят!” И из темноты выплыла небесная гондола. Сразу возникло ощущение чего-то из прошлого: то ли из книжек Жюля Верна, то ли из фильмов про Индиану Джонса. Вот его, привязанного на поводке, доволокли на место. Дирижабль задрожал всем телом, пытаясь взмыть вверх, но так и остался придавленным к земле балластом. Так в Жуковском начались испытания дирижаблей “Au-12” и “Au-11”.

Два дирижабля серии “Au-12” (на самом деле зовут серию “Ау”, а латиницей пишут, наверное, для красоты) будут летать над Москвой и контролировать дорожное движение. Кабина-гондола “Au-12” рассчитана на двух человек. Забравшись внутрь, я поняла, что она не такая уж маленькая. Удобные кресла, есть куда вытянуть ноги. Куча кнопок и рычагов, которые ни в коем случае нельзя трогать. Хотя очень хочется дернуть за ручку — как оказалось потом, она разворачивает винт дирижабля в горизонтальное положение. За счет этого аппарат поднимается вверх. Когда винты в вертикальном положении, то аппарат движется вдоль земли. Система управления — типа компьютерного джойстика. Хорошая печка. А под самым потолком оставлено место для магнитолы. В дирижабле будут сидеть два человека: пилот и наблюдающий за дорожной обстановкой. Собирают дирижабли в Химках на территории НПО Лавочкина. В Жуковском, тоже на территории авиационного завода, дирижабельная техника подготовлена к стартам. Ведь над столицей полеты запрещены. Дирижабль “Au-12м” — самый свежий, еще не летал ни разу в жизни.

— Сейчас мы должны определить усилия на рычагах управления, — рассказывает летчик-испытатель, — чтобы оценить вибрацию и параметры работы двигателей на режимах, близких к взлетно-посадочным.

Загудели винты, все сильнее и сильнее, — дирижабль так и рвался с привязи. Оторвался от земли буквально на спичечный коробок. Разочарованию не было предела. И это все?! Но “Au-12” не подвел. Только мы ослабили внимание, как он дрогнул всем корпусом и поднялся. Правда, метра на полтора-два, но все же. Больше нельзя: двигатели должны пройти обкатку, сначала — на земле. “Газель” отправилась за вторым дирижаблем — “Аu-11”: он меньше, одноместный, предназначен для тренировки пилотов “Au-12”. Тем временем в оболочку дирижабля начали закачивать гелий. В довоенные дирижабли заправляли взрывоопасный водород. Современные наполняются гелием — это инертный газ, он безопасен. Для дирижаблей серии “Аu” полтора километра — рабочая высота. В городе такой высоты и не надо: 300 метров хватит за глаза, чтобы отслеживать ситуацию на дорогах.

— Мы будем всячески испытывать дирижабль на прочность, — рассказывает генконструктор Станислав Федоров. — Вводить его в разные нехорошие режимы: отключать двигатель на высоте, дырявить оболочку, чтобы понять, как надо действовать. В Москве дирижабль пока будет летать только в хорошую погоду. В сильный туман или снежный буран ни один аппарат не взлетит.

Но вот на поле появился меньшой брат и без лишнего кокетства взмыл ввысь. Зрелище феерическое: белый эллипс завис на фоне яркого голубого неба. Пилоты по заданию должны были “постоять” несколько минут на одном месте, а затем приземлиться в указанной точке. Все получилось блестяще.

— За дирижаблями большое будущее, — считает Станислав Федоров. — Это только начало проекта, который подстегнет интерес к воздухоплаванию, поскольку в России такая техника не используется. А потенциал ее огромен. По эффективности она сравнима с вертолетом. Но шума от нее значительно меньше. Вот он летает, а мы с вами можем разговаривать. Дирижабль проигрывает где-то в скорости, но 100 км в час все-таки делает запросто. А для города больше не нужно. Кроме того, эта техника может находиться в воздухе по 8—10 часов. Надо лишь два раза в неделю пополнять оболочку гелием: дирижабль будет висеть в воздухе бесконечно. И еще важное преимущество: дирижаблю не нужен аэродром, он причаливает к мачте, которая может быть установлена в любом месте.

Больше года шла работа над этим проектом, и вот уже подошли сроки сдачи. После испытаний в Жуковском техника поступит на работу в Москву. Кроме 12 “Аушек” над улицами столицы можно будет увидеть еще три беспилотных аэростата “Рысь Au-27” — они будут висеть над самыми оживленными участками дорог и обеспечивать контроль и мониторинг заторов. Это так называемые газовые привязные аэростаты. На них поставят камеры видеонаблюдения, информация будет поступать в единый диспетчерский пункт.

В феврале было принято постановление о том, что над столицей еще должны летать дирижабли для доставки подразделений Министерства внутренних дел. Этот заказ будет выполнен через 2—3 года. В эти дирижабли должны уже будут помещаться 8 человек.




Партнеры