Золотое дно или черная дыра?

Нефть подорожает на мировых рынках до 100 долларов за баррель. Нам бы радоваться таким предсказаниям: все же Россия не слезла с нефтяной иглы и все свои деньги выкачивает из земли. Однако сказка кончится, не успев начаться. Наша экономика рискует подавиться свалившимися на нее нефтедолларами. Потому что переваривать их или усваивать с пользой для организма так и не научилась. Как обжорство губит человека, так и сверхвысокие цены на нефть по цепочке выведут из строя промышленность, финансовую систему, а затем и карманы граждан.


Такой “сказочный” прогноз вполне реален. О нем недавно заявил президент Венесуэлы Уго Чавес. Конечно, Чавесу одному кто поверит: у него там каждый месяц вотум недоверия, раз в неделю — референдум и ежедневно — по маленькому вооруженному восстанию. Но не один он пугает цивилизованный мир. Аналитики Deutsche Bank тоже признали возможность большого “нефтяного скачка”.

Впрочем, сначала для России в этом не будет ничего плохого. Напротив, золотовалютные резервы, фонды и прочие “заначки” и дальше будут “полнеть”. Внешний долг станем платить с опережением. А все разногласия во властных структурах, как пошутил один из источников в правительстве, сведутся к тому, что “Илларионов будет сетовать на излишнюю “перегретость” экономики, а Греф с Кудриным — усиленными темпами формировать стабилизационные фонды”. Основной же деятельностью правительства станет распределение сверхдоходов.

Обилие денег оживит строительство. Правда, при этом цены на недвижимость зашкалит уже без всяких верхних пределов. И связано это будет в первую очередь с резкой девальвацией доллара. США и так живут с гигантским бюджетным дефицитом и отрицательным внешнеторговым балансом. А нефтяного нокаута янки не выдержат, и их экономика если и не рухнет под откос, то впадет в коллапс. Который перекинется на Европу и Юго-Восточную Азию. А потом, подобно гриппу, придет сюда, где и развернется настоящая эпидемия.

Главные потери понесет промышленность. Если учесть, что на выработку единицы продукции (того же килограмма колбасы) у нас тратится в три-четыре раза больше энергоресурсов, чем в остальном мире, производство загнется. Подорожает топливо. И любая транспортировка — неважно, грузов или пассажиров, — подорожает в разы, а значит, ценники в магазинах будут менять чуть ли не ежедневно. Девальвация доллара ударит по карманам и “чулкам” граждан, где заокеанская “зелень” давно заменила национальную валюту.

А закончится все совсем печально. Как уже было в истории, высокие цены на нефть вызывают резкое снижение ее потребления. В мире случится кризис перепроизводства. И как следствие — резкое падение стоимости барреля, опять так долларов до 10—15. И вот тут-то мы, с надутыми щеками и раздутыми аппетитами, и рухнем из своего мнимого благополучия. От которого, кстати, каждому из нас так ничего и не достанется: все сверхпоступления от нефтедолларов будут немедленно сожраны инфляцией. Тогда как мыльный пузырь лопнут цены на недвижимость, накроются строительство, автомобилестроение и т.д. — все это просто никто не сможет покупать. А у государства не останется денег, чтобы все это поддержать, — госбюджет тоже накроется. Только и останется, что разливать водку в соседнем подвале. Таким будет конец у сказки о нефтедолларах.

США: назад в будущее

После Второй мировой войны было всего два по-настоящему серьезных кризиса на планете. И оба — из-за нефти. Первый раз мир вздрогнул, когда в семидесятых годах арабы наложили эмбарго на экспорт “черного золота” и цены взлетели до небывалых высот. До 75 долларов в пересчете на сегодняшние деньги — это абсолютный рекорд. Кстати, именно в ходе топливного кризиса и началась полномасштабная девальвация доллара. Штаты отказались от обеспечения своей валюты золотом и вспомнили Великую депрессию 30-х годов. Автомобилестроительные концерны — гордость нации — вдруг обнаружили, что их лимузины не выдерживают конкуренции с японскими малолитражками. Избалованные некогда дешевым бензином янки осознали, что роскошные и гигантские “Кадиллаки”, “Шевроле” и прочие “Форды” “сжирают” столько же денег, сколько целая семья.

В Штатах выросла безработица, поскольку кроме автомобилестроителей многих заказов лишилась и авиастроительная отрасль. Строительство жилья и вся сфера деятельности, связанная с недвижимостью, пришла чуть ли не в запустение. Малообеспеченные американцы стали опять предпочитать трейлеры — дома на колесах, на которых можно было уехать подальше на юг, чтобы сэкономить на оплате счетов. В южных штатах — особенно в нефтедобывающем Техасе — усилились радикальные и сепаратистские настроения. Все это привело к тому, что бывший в то время президентом Джимми Картер проиграл в 1980 году свою предвыборную кампанию.

Спустя 12 лет его судьбу повторил Джордж Буш-старший. Ему пришлось расплачиваться за вторжение Хусейна в Кувейт. Тушение подожженных нефтяных скважин в этой небольшой арабской стране заняло почти год, и все это время экономика США испытывала нефтяной голод, отчего упало производство. Ситуация с благосостоянием среднего американца почти повторилась.

Каждый раз Америка выбиралась из кризиса все тяжелее. И Рональду Рейгану, и Биллу Клинтону, заменившим “жертв кризиса” в Белом доме, пришлось даже проводить широкомасштабные и не всегда популярные реформы в масштабах всей страны.

Теперь “папина” проблема возникла и у Буша-сына. Хотя это семейство и имеет прочные связи с нефтедобывающими промышленниками из Техаса, которым нынешняя ситуация супервыгодна, и традиционно пользуется их поддержкой, нынешняя администрация вряд ли удержится в Белом доме, если не сумеет переломить рост цен на “черное золото”.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ:

Андрей КЛЕПАЧ, директор Департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ:

— Некоторые эксперты прогнозируют, что цены на нефть могут достигнуть 100 долларов за баррель...

— Я таких прогнозов не слышал. Впрочем, как не существует предела человеческой глупости, пределы роста цен на нефть тоже велики. Если говорить серьезно, то в основном нынешнее повышение носит спекулятивный характер. Нефть, как и золото, стала финансовым активом. Отсюда и ценообразование. Плюс к этому военная составляющая: война с Ираком, борьба с терроризмом, которые вкладывают в цену нефти дополнительные 4—8 долларов за баррель. Ну и риски, связанные с ситуацией вокруг ЮКОСа, которая может повлечь за собой ограничения поставок.

— Сможет ли российская экономика переварить сверхдоходы?

— Это, конечно, ненормальная ситуация, но экономика знала и более высокие цены. Например, в 80-е годы, когда баррель нефти доходил до 80 долларов. Однако рынок уже объективно перегрет. Так что, думаю, скоро цены пойдут вниз. Быть может, и не в этом месяце, но уже скоро. Однако я считаю, что обвала не будет. Так сказать, уровень равновесия для мирового рынка — 30—33 доллара за баррель нефти марки Brent и 30 долларов — Urals.

— А каков верхний порог для России?

— Если цены продолжат стремительно расти, у нас проблем будет на порядок меньше, чем у стран, потребляющих нефть. Конечно, растет цена бензина. Но все же это можно урегулировать. И совсем другое дело — сверхдоходы, полученные от нефти. Их экономика может и не переварить. А это и избыточное укрепление рубля, и рост оттока капитала, поскольку нефтянка не сможет вложить весь объем доходов в российскую промышленность. Станут вывозить деньги.

— Выходит, обвал цен для нас более чувствителен?

— Даже если цена на нефть рухнет до 20 долларов, для нас и это не станет катастрофой. Конечно, сам перепад будет болезнен для финансовой системы и экономики. Но если цены окажутся, как я уже говорил, в районе 30 долларов, то доходов бюджета хватит для того, чтобы ничего страшного не случилось.


Михаил ДЕЛЯГИН, экономист:

— Высокая цена на нефть — это дополнительные доходы для бюджета. Но если “черное золото” становится очень дорогим, у кого-то из иностранцев может возникнуть желание захватить чужие ресурсы. И не факт, что мы сможем защитить свои. Однако в ближайшие годы, я думаю, такие настроения в отношении России не возникнут.

Сегодня для страны критической ценой нефти является 24 доллара за баррель. Если она будет устойчиво ниже, через два-три года нас ждут большие неприятности. Но этого не случится. Впрочем, я не верю, что цены перешагнут планку в 50 долларов. При этом принципиально важно, что 50 долларов за баррель сегодня — это 25 долларов в 1979 году. То есть сегодняшние высокие цены на нефть все равно ниже того, что были в прошлом. К примеру, в 1991 году после “Бури в пустыне”. Так что не нужно впадать в истерику.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру