Её любил Kинг-Kонг!

13 августа 2004 в 00:00, просмотров: 218

Она снялась в ста кинофильмах. Ее любили десятки идолов экрана, ее боготворили и на ней женились крупнейшие писатели Америки, в том числе Синклер Льюис и Клиффорд Одетс, ей поклонялись сотни миллионов кинозрителей, но в историю и бессмертие она вошла с одним фильмом — “Кинг-Конг” — и с одним любовником — гигантской одноименной обезьяной.

Я, конечно, имею в виду легендарную киноактрису Фэй Рэй. Родилась она 15 сентября 1907 года на канадской ферме в Альберте и в трехлетнем возрасте перекочевала в Соединенные Штаты, в Аризону, на почтовом дилижансе, знакомом нам по бесчисленным вестернам, а умерла на днях — 8 августа у себя дома, на Манхэттене, в Нью-Йорке. Было ей 96 лет, и была она долгожительницей-рекордсменкой среди звезд немого голливудского кино. По словам ее друга-кинорежиссера Рика Маккея, Рэй умерла спокойно, во сне. Что ж, она заслужила эту мирную кончину всей своей бурной жизнью. И не только на экране...

Девочке, приехавшей в Америку на почтовом дилижансе, исполнилось 12 лет, когда ее родители разошлись и призрак нищеты навис над большим семейством. Вайна — мать девочки — отправила ее в Лос-Анджелес к друзьям в надежде, что ее дочь, красивая как ангел, сделает карьеру в кино. Недаром же она приехала в Америку на кинематографическом дилижансе! Мечта матери скоро сбылась. В 1923 года Фэй снялась в своем первом фильме “Бензиновая любовь”. Затем последовали несколько вестернов, в которых она играла инженю.

Слава пришла к Фэй в 1928 году, когда “старик” Эрих фон Штрохайм ее заметил и благословил на роль невесты в своем фильме “Венчальный марш”, ставшем классикой немого кино. Кстати, со Штрохайма началось и увлечение Фэй мужчинами-писателями, чего она не скрывала и о чем писала в своей автобиографии “С другой стороны”. Ей было 19 лет, когда она вышла замуж за сценариста Джона Монка Саундерса. Брак был несчастливым. Сценарист вкалывал ей наркотики, когда она спала, продал дом и всю мебель, украл деньги и дочь. Они развелись. Саундерс повесился в 1940 году. Затем последовал хвост ухажеров, среди которых были уже упомянутые выше Синклер Льюис и Клиффорд Одетс. С последним у Фэй был долгий роман. В 1942 году она вышла замуж за сценариста Роберта Рискина, получившего “Оскара” за кинофильм “Это случилось однажды ночью”. В 1950 году у Рискина произошел инсульт. Через пять лет он скончался. В 1971 году Фэй вышла замуж в последний раз — за лечившего ее мужа нейрохирурга Сенфорда Ротенберга. Фэй пережила и его. Ротенберг умер в 1991 году.

Фэй Рэй активно снималась в кино, ставшем звуковым и цветным, до 1942 года. После этого она появлялась на экране лишь от случая к случаю. В 1950 году, например, она сыграла в “Трубе Гидеона” вместе с Генри Фондой. С 1953 по 1955 год Фэй играла в сериале-комедии “Гордость семьи”.

И тем не менее Фэй Рэй стала актрисой одного фильма — “Кинг-Конг”, классического и культового. Он был ее вершиной в прямом и переносном смысле слова. В историю кино и в нашу память навсегда врезались кадры фантастически гигантской обезьяны, залезшей на верхотуру небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке, держащей в одной руке дрожащую и вопящую Фэй, а другой рукой отмахивающейся от самолетов, кружащихся вокруг нее, как пчелы.

Премьера “Кинг-Конга” состоялась в 1933 году в Нью-Йорке одновременно в “Радио-Сити мюзик-холле” и “Рокси”. Вся остальная карьера актрисы превратилась в затянувшееся на многие годы послесловие к нему. Фэй вспоминала: “Когда я бываю в Нью-Йорке и смотрю на Эмпайр-стейт-билдинг, то мне кажется, что он принадлежит мне... Или я — ему”. Вспоминала она и о съемках знаменитого эпизода. Помните, как нежно держало чудовище в своей руке красавицу? Это, оказывается, было самым опасным моментом в ходе съемок. Иногда хватка гигантского муляжа ослабевала, и актрисе грозило падение с довольно-таки высокой платформы. Она молила режиссера (М.Купер) спустить ее вниз хотя бы на несколько минут, чтобы отдышаться, пока техники подкрутят руки гориллы.

Не менее, чем само изображение, памятны нам вопли и крики красотки в руках чудовища. Записывались они отдельно от съемки. Запись длилась целый день. Постановщик добивался от актрисы аутентичного звучания ужаса в голосе. И он его добился. Каким образом? “Я убедила себя, что помощь ко мне не придет ниоткуда”, — объясняла актриса.

С годами, говорила Фэй, “Кинг-Конг” “стал чем-то духовным для многих людей, включая меня”. В 1976 году, когда готовился римейк “Кинг-Конга” с Джессикой Лэнг в главной роли, Фэй прислали его сценарий и предложили сыграть в нем какую-то эпизодическую роль.

Фэй гневно отказалась. “Мне не нравится сценарий, и играть я не буду, — сказал она. — Фильм, который я сделала, был необыкновенным, полным воображения и специальных эффектов, которые не могут быть повторены”. Незадолго до смерти актрисы режиссер Питер Джексон задумал еще один римейк “Кинг-Конга”. Он пригласил актрису на ужин и попросил ее озвучить заключительные слова фильма: “Это красота убила чудовище”. Фэй не отказалась, но заметила: “Это выглядело бы несколько странно. Как это можно играть меня, когда я все еще здесь?”




Партнеры