Фаня в стране двойников

В пятницу вечером фильмом Ренаты Литвиновой “Богиня” в Выборге открылся XII фестиваль “Окно в Европу”. Картину планировали поставить в конкурс, но Виктор Сухоруков, исполняющий одну из главных ролей, вошел в состав жюри, и от этой идеи пришлось отказаться.

Таким образом, отборщики потеряли одну из главных интриг, а фестиваль в целом приобрел удивительную целостность и даже замкнутость. Начав с фильма Литвиновой, закроется он 20 августа картиной Киры Муратовой “Настройщик”, которая после Выборга уплывет в Венецию, в одну из внеконкурсных программ.


Боюсь сразу раскрыть главную интригу, но “Богиня” — это фильм о любви. Хотя по всем признакам, приметам и деталям узнать ее невозможно. Нужно быть детективом, почти как главная героиня Фаня (Рената Литвинова), чтобы допытаться до этой простой истины. А она, истина, как всегда, ходит где-то рядом и может явиться, как и положено, в самом неподходящем образе — обернуться бомжом, управдомом или прикинуться гинекологом. К Фане она приходит через Максима Суханова, по сюжету — случайного прохожего, обладающего неким потусторонним секретом.

Мистический элемент в “Богине” напоминает чем-то мамлеевские рассказы или истории ранних символистов, вроде пьес Метерлинка. Хотя, в отличие от них, мы не только слышим, но и видим потусторонние образы, понятней от этого не становится. Вот представьте, что вы читаете рассказ Мамлеева, а вдруг из книжной страницы вырастает цветок. Ядовито-синего окраса. Станет ли понятней, о чем идет речь? Не думаю.

Между тем у “Богини” есть линейный и вполне незамысловатый сюжет. У супружеской четы потерялась девочка. Дочка. Убитый горем отец (Виктор Сухоруков) приходит к следователю Фане, жалуясь на то, что никто ее не ищет. А сам он подозревает, что девочку украли. И даже знает кто. Соседи.

Фаня отправляется на поиски. Потерявшаяся девочка становится для нее ниточкой, проводником в зеркальный мир отражений, двойников. В мир мертвецов и нечеловеческой любви, потому что человеческое — это слишком мало для концентрированного, предельно сжатого пространства фильма.

Во многом подражая где-то Рустаму Хамдамову, где-то Кире Муратовой, Литвинова-режиссер тем не менее топчет свою дорожку в мир кино, захаживать на которую рискнет не всякий зритель. Слишком уж легко там заблудиться, запутаться и пропасть. И местная “Ариадна” Фаня тут не хороший помощник.

“Богиня” чем-то напоминает “Быть Джоном Малковичем” сценариста Кауфмана, где всем желающим предоставлялась пикантная возможность побывать в теле известного артиста. Только вместо головы Малковича — голова Ренаты Литвиновой, со всеми ее снами, цветными видениями, призраками и кошмарами.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру