Прямоугольник без границ

16 августа 2004 в 00:00, просмотров: 509

Начало карьеры художника Эдуарда Гороховского похоже на сказку. В жизни подобное случается редко. А у него это произошло. В начале 60-х годов Русский музей в Ленинграде организовал Всесоюзную выставку рисунка. И молодой художник Гороховский послал на нее свой рисунок.

Его не только экспонировали на выставке, но и приобрели в коллекцию музея.


“Эта удача, как провидение, ведет меня по жизни и через сорок лет привела опять в стены прославленного музея”, — написал в письме, адресованном Русскому музею, где этим летом проходила его персональная выставка, Гороховский. Сам художник на нее приехать не смог: он был тяжело болен, а 30 июня его не стало.

Сейчас выставку Гороховского “Границы прямоугольника — мое безграничное пространство”, экспонировавшуюся в Русском музее, представляет московская галерея “Файн Арт”.

ИЗ ДОСЬЕ “МК”: Эдуард Гороховский (1929—2004) — архитектор по образованию., классик московского концептуализма, стоявший у истоков отечественного photo-based art, искусства, основанного на старых фотографиях. Гороховский изобрел свой собственный стиль, близкий к фотоавангарду и фотоколлажу. Техника создания картин в этом стиле такова: берется старая студийная фотография. А потом с ней начинает работать художник. На фотографии появляются царапины, рисунки, некие знаки. Затем все разрывается на куски и подвергается очередной экзекуции — размыванию, сжатию, дублированию.

Вглядываясь в представленные на выставке работы Эдуарда Гороховского, меньше всего думаешь о технике их исполнения. Поражает настроение, которое от них исходит. Они словно сотканы из печали и грусти. Хотя есть в них и немного юмора, правда, тоже грустного.

На картине “Диалог” изображены мужчина и женщина. Он, в пиджаке в цветную мелкую шашечку, — стоит; она, в длинном платье с диковинными цветами, — сидит. В одной руке чашечка, в другой пирожное. Диалог? Нет, скорее бесконечная отстраненность одного от другого, когда сам воздух картины так и дышит отчужденностью и непониманием. Как неожиданно сегодня смотрится другая работа Гороховского — “Заседание парткома”. Тем, кто застал дивные советские времена с их парткомами, профкомами, секретарями первичных партийных ячеек, безумным пафосом и пошлой вульгарностью, “Заседание” их напомнит. А тем, кто о них только слышал, покажет. Ничего реалистического, никаких подробностей, все размыто, смазано. Но сквозь коричневато-серый фон проступают деревянные фигуры партийных функционеров, абсурдные и страшные.

Но есть здесь работы и из другой жизни, пусть советской, но романтической, живой, горячей. “На южном курорте”, “Весенний пикник”, “Жаркая ночь”. Никаких знамен и парткомов, а безграничное пространство бархатно-черного южного неба, внутренняя свобода и радость жизни.


Выставка Эдуарда Гороховского в галерее “Файн Арт” (Большая Садовая, 3, корп. 10) продлится до 3 сентября.




Партнеры