“Возьму Скорпиона в бизнес”

И какой же русский не мечтает о зарплате в 1,5 тысячи баксов? Да еще без всяких усилий — сиди себе в офисе, кофеек попивай. Ни образования особого не требуют, ни опыта работы. Разве что коммуникабельности попросят или добросовестности. Но где тот человек, который честно про себя скажет: “Я — занудный и ленивый пофигист”?

А где искать эту сказочную работу?

Да ее навалом! “Женщине-руководителю требуется добросовестный помощник(-ца) в офис. Зарплата — $1000—1500”. Или “Архисрочно! Выгода очевидна! Работа с людьми и документами — необходимы 4 помощника в офис. $1200”. Или и того привлекательнее: “3 сюрприза всем (!), кто придет и будет работать со мной!”


Мы взяли в руки первую попавшуюся популярную газету и на ее рекламной странице насчитали всего 186 объявлений о вакансиях. Из них 141 зазывало на работу в офис, а 43 — предлагали высокооплачиваемую должность помощника руководителя.

Вот интересно: сидят по всей Москве бедные-несчастные женщины-руководители (кстати, откуда их столько?) и кручинятся: ну где найти того единственного и неповторимого, кто снимет груз забот, утешит и даст нужный совет, нальет вовремя чаю и поднесет зажигалку? А может, они мужей себе ищут?

В общем, мы решили все это проверить. Возьмут ли помощником руководителя бывшего коммерческого директора, бухгалтера и нянечку детского сада?

Шура, заплатите за кефир!

Одна из нас звонит по интригующему SOS-объявлению: “Аврал! Срочно требуется помощник по управлению делами деловой даме на фирму. Зарплата $1800”. Представляюсь дипломированным специалистом с опытом руководящей работы.

— Немедленно берите диплом, трудовую и приезжайте! — слышу я в трубке.

Лечу на ВВЦ, где расположился офис вожделенной компании. У фирмы две лицензии: туроператора и турагента. Ожидаю увидеть взмыленную начальницу, не успевающую вести переговоры и отдавать приказы. Но меня встречает вполне обычная женщина средних лет и просит подождать 15 минут. За это время она успевает принять троих. Да здесь, оказывается, конкурс! Офис битком набит соискателями — человек 200 сидят за столами, беседуя с сотрудниками, а еще десятка четыре ждут своей очереди, переминаясь с ноги на ногу. Наконец подходит мой черед.

— Для моего нового офиса мне нужен персонал, — начинает бизнес-вумен и предлагает на выбор две должности: менеджера и руководителя менеджеров. Естественно, выбираю второе. И тут дама, не спросив у меня ни диплома, ни трудовой, начинает форсированную атаку:

— Для того чтобы вы могли успешно контролировать своих подчиненных и денежные поступления, вам нужно пройти трехдневные курсы. Вы готовы прямо сегодня? Тогда пройдите в финансовый отдел и заплатите 450 рублей за обучение. Поверьте мне, это очень дешево. Большую часть за вас платит фирма.

— Я хотела бы посоветоваться с мужем, — пытаюсь взять паузу.

— Зачем? — удивляется она. — Работать ведь будете вы, а не муж. Меня и вас все устраивает, так чего тянуть?

Выхватывает из моих рук паспорт и пытается увлечь меня за собой в другую комнату. Перспектива заплатить за кефир, который я не собираюсь пить, меня не устраивает. Я буквально вырываюсь из цепких рук вербовщика. На улице слышу обрывки возмущенного разговора двух женщин.

— Помощники им нужны людей “парить”! — плюется одна. — И куда им столько турменеджеров? Путешественников на всех не хватит.



Лопух из Поднебесной

В офис другой “серьезной” фирмы, расположенный на Проектируемом проезде, я явилась уже бухгалтером. По телефону мне пообещали, что я буду работать с деловыми бумагами, заниматься отчетной документацией, оформлять договоры, собирать и анализировать информацию.

Путь к офису был тернистым: автобусом от метро, потом пешком по тропинке через пустырь. Нырнув в дырку между заборами, я оказалась перед серым зданием. Давно не видевший ремонта первый этаж с кучами мусора по углам встретил нас распахнутыми дверями какого-то склада. А где же, собственно, офис?

— На четвертом этаже, прямо под небесами, — захохотали кладовщики.

Помыкавшись по грязному коридору, натыкаемся наконец на заветную белую дверь с приклеенным к ней бумажным листком “офис №12”.

“Офис” оказывается двумя пребедненькими комнатками. В первой, поменьше, стоят два столика и пара рядов кресел, списанных за старость из актового зала. Мне вручают анкету из 10 вопросов. Среди них и такой: “Чего вы ожидаете от новой работы?” Варианты ответов: 1) решения финансовых проблем; 2) решения квартирного вопроса; 3) признания; 4) возможности наконец-то побывать за границей. Уверенно ставлю “галочки” против всех пунктов. Оглядываюсь вокруг: на стенде под ярким заголовком “Миллион с “Тянь-ши” — это не предел” развешаны фотки тяньшистов, греющих пупки на заморских пляжах. Все физиономии светятся буржуазным счастьем. Ба-а, знакомые все лица — так вот куда я попала!

Больше года назад мы уже писали об этом туманном “Тянь-ши” (“Русское счастье из китайской лапши”, “МК” от 3.06.2003 г.). О том, какие спектакли разыгрываются, чтобы поймать в сеть новую доверчивую рыбку. Фирма, торговала “чудо-препаратами”, излечивающими все: от насморка до рака. А ее новым сотрудникам предлагалось купить продукцию оптом по супернизкой цене (минимум на 1000 долл.)...

— Добрый день, я вижу из вашей анкеты, что вы, как и я, Стрелец! — восторженно приветствует меня мой будущий руководитель Алла Хасановна, обнажая ряд железных зубов. — Значит, вы должны очень любить путешествия. Вы попали как раз в нужное место!

И она начинает описывать, какой чудный коллектив здесь работает, как все понимают друг друга, поддерживают в трудную минуту и помогают заработать несметные богатства. И главное: здесь никто никого не контролирует.

— Деньги, которые вы указываете в объявлении, — это реальный заработок?

— Конечно! 500—600 долларов в первый месяц вам гарантированы. А дальше идет резкий подъем зарплаты, и 1800 долларов — это не предел, — уверяет меня замученная плохими стоматологами собеседница.

“Да-а, при такой зарплате можно было бы улыбку и подремонтировать”, — усмехаюсь про себя я, а вслух спрашиваю:

— А что нужно делать?

— Будете заключать контракты с покупателями, водить их на склад за продукцией, оформлять документы и контролировать платежи. Но в основном, — подчеркивает уже в третий раз мой работодатель, — это информационный бизнес. (Надо сказать, до этого дня информационный бизнес я представляла себе несколько иначе).

— Что нужно продавать? — не унимаюсь я.

Тут зубастая дама уклончиво упоминает о спортивно-оздоровительных товарах китайского производства, сообщая при этом, что учредителями корпорации являются российское правительство и Минздрава Китая:

— Вы же понимаете, что при таких серьезных учредителях у нас не может быть плохим качество. Да и недостатка в покупателях нет, — “продавливала” она меня. — Так что на продукции тоже можно неплохо заработать, а значит, поехать в турне. Но для начала вам надо заплатить 315 рублей за контракт с фирмой и пройти недельное обучение...

Нет, учиться торговать сомнительными китайскими таблетками я совершенно не желала.



Профессия — мутант

Позвонив по объявлению “Возьму Скорпиона в бизнес. $1700”, мы ожидали попасть на обучение как минимум к астрологу. Но все оказалось гораздо проще — Скорпионов (а также Львов, Стрельцов и Водолеев) ожидали все те же “тяньшисты”.

— Просто нам для комплекта не хватает именно Скорпиона, — авторитетно заявили нам. — Рак и Водолей в команде уже есть.

Почему-то пришла на ум басня Крылова. Представилось, как команда членистоногих мутантов, жаля друг друга и поливая водой, пытается “втюхать” умирающему потребителю китайские бальзамы от всех болезней.

Подобные “звездные” команды собирали еще как минимум по четырем адресам: на улицах Щербаковская, Куусинена, 1-й Дубровской и Ленинградском проспекте.

А еще нам повстречалось такое объявление: “Татарам — преимущество. З/п от $800”. Видимо, какой-нибудь нереализовавший себя потомок Чингисхана вынашивал планы завоевания российского рынка целою ордой. За татар мы обиделись: всем по полторы “штуки” предлагают, а им всего 800.



Не заикаетесь — уже хорошо

На этот раз “помощником в офис” устраивалась нянечка. На том конце провода — мужчина с явным южнороссийским акцентом.

— Здрасьте! Я ищу работу, — начинает вторая из нас.

— Рады вас слышать! — слащаво подхватывает он. — Расскажите, пожалуйста, о себе.

— Ну я — Кристина. Мне 25 лет.

— А какое, Кристиночка, у вас образование?

— Никакого. Я после 9-го класса работала нянечкой в детском саду.

На том конце раздается продолжительное “хм-м-м-м”:

— Ну хорошо, а опыт работы с людьми у вас есть?

— А как же! Дети разве ж не люди? А еще я в палатке продавцом полгода “оттрубила” — еще те клиентики попадались!

Мужчина на пару секунд задумывается, потом со вздохом:

— Ну ладно, приходите на собеседование.

— А чё делать-то?

— Подбирать кадры на работу. Записывайте адрес офиса, вам все там расскажут.

Опа-на! Нянечке, с трудом ворочающей языком, подбирать персонал крутой компании!

Офис, куда меня пригласили на собеседование, арендует помещение в самом центре Москвы, в Солянском проезде, около ст. метро “Китай-город”. Поднимаюсь на последний, опять 4-й, этаж в толпе такого же народа. Узкий коридор, около стенки крошечный стол, за которым сидит 50-летняя тетка. Она записывает фамилию “консультанта”, к которому пришел посетитель, в журнал с трухлявыми желтыми страницами. Записав, укладывает свою необъемную грудь на стол и орет через коридор в открытую дверь:

— Марь Степанна, к вам!

Я зашла в комнату, сплошь заставленную крошечными столами. Таких столиков было больше 30, и за каждым текла активная “вербовка”. Мой консультант — 53-летняя полная женщина с ярко-зелеными стрелками над глазами — устало вздохнула и спросила:

— Какое у вас образование?

Я повторила свою легенду о нянечке из детского сада. И, видимо, скорчила такую гримасу скорби по этому поводу, что Светлана Николаевна (так она представилась) прониклась ко мне сочувствием:

— Не расстраивайтесь, вы сможете у нас работать!

— Вы так думаете? — промямлила я чуть ли не со слезами.

— Вы не заикаетесь, уже хорошо, — обнадежила она.

И стала очень ладно рассказывать, как мне повезло, что я попала в такую замечательную компанию. Название этой самой компании она буквально выпалила на непроизносимом английском, явно гордясь тем, что смогла-таки осилить сразу три слова подряд. Оказывается, только за один месяц товарооборот составляет 9 млн. евро. (Интересно, догадываются ли об этом налоговики?) А работа заключается в следующем. Я посещаю 4 занятия по 2 часа за счет фирмы, где меня обучают либо распространять их продукцию — бижутерию, либо заинтересовывать в этом других людей. И заплатить-то надо всего ничего — 360 рублей...

Приехали! Опять купи-продай...



Ну вот мы и в “Хопре”

Мы “пробили” эту труднопроизносимую фирму в Интернете. Выяснилось, что она оказывает “посреднические услуги при купле-продаже товаров народного потребления”. На ее сайте прочитали, что сотрудничать с ней может любой человек, начиная с 14-летнего возраста и до глубокой старости, вне зависимости от места проживания и прописки:

“Даже если Вы инвалид, но полны решимости жить полной жизнью, то можете преуспеть в этом бизнесе”.

При этом упор делается на то, что послужной список, образование, финансовое и социальное положение не играют никакой роли. Ну, конечно же, чтобы купить залежалый товар этой фирмы, нужны только деньги и больше ничего!

“Дистрибьюторы, которых пригласили Вы, также начинают привлекать к работе новых людей, создавая свой первый уровень. Для Вас он будет вторым, и т.д. Таким образом, создается организация (или структура), причем доходы Вам принесут не только те, кого привлекли к работе непосредственно Вы, но и люди, которых привлекли уже они сами, т.е. все люди вашей организации”.

Ну вот мы и в “Хопре”! Тут же на память приходят всем известные имена: Мавроди, “Властилина”, “Чара”... И уже маячит в перспективе тюремная решетка... Впрочем, Валентина Соловьева по традиции опять в бегах, а ее вкладчики привычно обивают милицейские пороги.

В общем, вариант один: сетевой маркетинг с ярко выраженными признаками “пирамиды”. Кто еще не понял — это выглядит так.

Есть некие компании, производящие определенную продукцию. Продают они свои товары оптом. Чем больше партия, тем больше скидка. Это иностранные компании. Они платят налоги в своей стране.

В нашей стране есть юридические лица — как правило, это частные предприниматели, напрямую или через посредников заключившие контракт с фирмой-производителем на торгово-посредническую деятельность. Они платят налоги в нашу казну. Методом продвижения товара — маркетингом — они избрали сетевой, т.е. такой, когда реклама осуществляется среди “своих”: знакомых, соседей, сослуживцев и пр.

Но они пошли дальше. С помощью листовок и объявлений в газетах они предлагают вам высокооплачиваемую работу, а на деле за ваши же денежки рекламируют вам свой сомнительный товар. Вы можете использовать его сами, а можете также продавать. Этому вас тоже научат. Казалось бы, кому от этого плохо?

С этим вопросом мы обратились к юристу Инне ТИХОМИРОВОЙ.

— От этого действительно никому не хуже. Хочешь — покупай и пользуйся. Чувствуешь в себе силы — продавай и зарабатывай. Но есть здесь один спорный момент. Объявления зачастую содержат предложения серьезной работы, и даже называется сумма оклада. На деле же ваш работодатель во избежание уплаты налогов предлагает вам всего лишь договор подряда или посреднический договор. Ни о каких трудовых отношениях речь здесь не идет. Вы становитесь лишь участником гражданско-правовых отношений. А это значит, что ни о каких льготах, пенсионных отчислениях, трудовом стаже и окладе речи быть не может. Это нужно знать.

Прежде чем подписать такой контракт, внимательно изучите его. А еще лучше — проконсультируйтесь с юристом. Ведь потом никто не сможет доказать, что вас обманули. Само некорректное изложение информации в объявлении никаких правовых последствий не имеет. А мошенничеством это назвать нельзя, так как нет присвоения чужого имущества. Поэтому помните: претензии предъявлять будет не к кому.

Остается только задуматься: так ли вам необходимы эти знания и эти товары? И скольким людям вы реально сможете “впарить” потом и то и другое?




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру