Детские слезы — взрослым несчастье?

Роман Балаян, нашедший героя поколения потерянных 80-х в “Полетах во сне и наяву”, ненадуманный киноклассик при жизни, снял после долгого молчания новый фильм. “Ночь светла” — неожиданна только на первый взгляд. Негромкий фильм негромкого человека о негромкой истории из тех, из которых собственно и состоит жизнь. Молодой врач в интернате для слепоглухонемых собрался поступать в аспирантуру, а значит, уезжать. В большой мир, где его ждут любимая девушка, карьера. А в маленьком деревянном домике, в котором он живет, его каждый вечер ждет чужой больной мальчик, который без того, чтобы взять его руку, уснуть не может.

История любви и вечного выбора героев русской классики — между карьерой и внутренним долгом, чтобы потом не стыдно было, сыгранная молодым, но уже известным актером. Андрей Кузичев, ярко дебютировавший в “Лунных полянах” (фильм-участник конкурса прошлогоднего фестиваля “Московская премьера”), разучил для этой роли язык глухонемых. Его герой делает свои маленькие открытия, развивая и обучая больных детей. Он научается их не только понимать — слышать. Конечно, поделившись этим с большим миром, он может помочь многим, страдающим теми же болезнями, что и его теперешние маленькие пациенты. Но их он не знает, они не привыкли к нему, не приросли, так же, как и он к ним. Что выбрать? История вечная.

Притом фильм наполнен светом солнечного дня, звуками летнего луга, ощущениями радостными, оттого что молодость значит — счастье. И, конечно, игры в любовь. В интернат на практику приезжает соблазнительница (Ольга Сутулова), взбаламутившая маленький тихий мир, где, казалось, все давно и прочно расставлено по своим местам. Где до того все чувства были спрятаны и не прорывались, поскольку нельзя. Ради общего дела. Другой молодой врач (Алексей Панин) безнадежно влюблен в директрису (Ирина Купченко). Та, не осмеливаясь и взглядом показать, всеми мыслями с героем Андрея Кузичева. (Сцена ее нечаянного признания в конце — одна из лучших не только в этой картине, но вообще в ее актерской биографии и среди других признаний любви в нашем кино.)

Соблазнительница не только моментально влюбляет в себя до того погруженного только в мир своих подопечных главного героя, но и хочет тайно провести эксперимент — влюбить друг в друга двух подростков — слепого, но слышащего мальчика и глухонемую девочку. Девочка сыграла болезнь (Оля Галица учится в балетном училище), все остальные пациенты — настоящие. Балаян отбирал детей по таким же интернатам и даже подружился с ними, что видно — дети не боятся камеры, чувствуют себя свободно, говорят “не по указке”.

В фильме вообще мало героев, режиссер решил не загружать историю второстепенными персонажами. Весь обслуживающий персонал, который вроде должен где-то мелькать на заднем плане, он заменил одним дядькой, таким, какой был, может, у детей дворян — в том смысле, что он с ними, как с царевичами, возится. Владимир Гостюхин в роли такого дядьки, который вроде начальник котельной, но везде и за всех, — абсолютно органичен, на своем месте.

История добрая. Рассказанная добрыми людьми. Балаян всегда работает только с теми, кто ему близок и понятен. Он говорит, что всегда зовет тех, кого чувствует. Мол, конечно, профессиональные навыки важны, но с непонятным, капризным человеком работать не сможет, пусть тот и трижды звезда. Говорит, что это его недостаток.


“МК” в честь своего юбилея делает вам, дорогие наши читатели, подарок. Вы сможете увидеть эти фильмы бесплатно. Нужно только вырезать купон Второго фестиваля отечественного кино “Московская премьера”, который мы опубликуем в номере от 20 августа, то есть уже завтра, и обменять его на билет в кино. Обмен состоится 21 августа с 11.00 до 17.00 на Болотной площади — напротив кинотеатра “Ударник”.

Подробную информацию о нашем фестивале слушайте на радиостанциях “Эхо Москвы” и “Арсенал”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру