Исходящий ДТП — бесплатно

Сколько аварий случается в России из-за болтовни по мобильному телефону во время движения? Увы, подобных исследований в нашей стране не проводится, а ГИБДД статистики аварий, вызванных сотовой связью, не ведет. Да и зачем, если наказание за подобные действия в нашей стране не предусмотрено...

Разгар рабочего дня. Столичный трафик напряжен до предела. “Зевнул” — и пусть маленькое, но ДТП обеспечено. Вместе с сотрудниками 5-го отдела ДПС на спецтрассе занимаем пост напротив храма Христа Спасителя. К светофору на приличной скорости приближается наглухо тонированная “Ока”, но инспектор успевает разглядеть болтающего по телефону водителя.

Не отнимая сотового от уха, водитель протягивает не успевшему даже представиться инспектору документы…

— Я говорю по сотовому по предписанию врача, у меня хронический отит, а телефон служит отличным аппаратом для прогревания, — заявляет молодой человек...

Гаишник только руками разводит и, вернув права, возвращается на исходные. А что еще остается делать, если российские законодатели до сих пор додумались лишь до смехотворного 20-рублевого штрафа, да и тот... забыли вписать в обновленный уже больше года назад КоАП. И сегодня ситуация такова — пункт 2.7 ПДД запрещает использование телефона без hands-free во время движения, но трепаться по мобильнику позволяет себе чуть ли не каждый пятый водитель (по оценкам ГИБДД). Казалось бы, подобный водительский пофигизм при должном рвении гаишников должен приносить существенную прибыль казне (скажем, в одном только Нью-Йорке ежегодно собирается около 4,5 миллиона долларов штрафов за это нарушение). Однако на практике служивый, все же умудрившийся отловить такого автомобилиста в потоке, имеет право лишь слегка пожурить его за нарушение ПДД.

Во время этого рейда многие “водилы с мобилами” вовсю упражнялись в остроумии, вытаскивая из небытия либо больную маму, на звонок которой почтительный сын просто не мог не ответить, либо на голубом глазу утверждали, что инспектору все пригрезилось. А гость столицы из Калуги дал самый лаконичный ответ на вопрос, почему он болтает по телефону во время движения: “Не местный я, законов не знаю! Тороплюсь, начальники, пусти!”.

По мнению гаишников, лучший вариант — вернуть в КоАП статью “За прочие нарушения ПДД”, подкрепив ее солидными штрафами. Правда, для эффективной работы этого пункта придется что-то пересмотреть и в системе исполнения наказаний, чтобы у проштрафившегося не было возможности отправить квитанцию в ближайшую урну. К тому же для полноценной профилактики этих нарушений необходима еще и серьезная техническая поддержка.

Скажем, в той же Германии практически каждая скоростная трасса оборудована системами фото- или видеосъемки. Электроника автоматически фиксирует и номера авто, и физиономию самого нарушителя, и через некоторое время на домашний адрес провинившегося доставляется квитанция, не оплатив которую, можно нарваться и на лишение “прав”. При этом иностранные правоохранители считают, что для решения проблемы нужна не только установка дополнительного оборудования, а серьезное увеличение штрафа. Например, в Великобритании, согласно закону, вступившему в силу с 1 декабря прошлого года, автовладельцам, пользующимся мобильником во время управления автомобилем, в случае поимки грозит штраф в 30 фунтов, а повторное нарушение будет стоить уже 200. Но если пагубная привычка станет причиной ДТП и дело дойдет до суда, то штраф может увеличиться и до 1000 английских рублей.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Госдумы РФ, председатель “Движения автомобилистов России”:

— ГАИ пошла своим классическим путем. Вместо того чтобы обратиться к депутатам с просьбой внести поправки в КоАП, она внесла свои предложения, в том числе и по этому вопросу, в Правительство РФ. И запретила в итоге разговоры по мобильнику во время движения в так называемом подзаконном акте — ПДД.

Если мне на стол положат заключение экспертов — специалистов по безопасности дорожного движения, где будет доказано, что разговор по телефону во время езды влияет на аварийность, я внесу необходимый законопроект, дополняющий соответствующей статьей 12-ю — “автомобильную” — главу КоАП РФ. А пока же я и наше движение будем бороться с теми документами российского и московского правительства, которые прямо противоречат Кодексу: эвакуаторы, инструментальный контроль, платные парковки.


Геннадий ПРЯДКО, заместитель начальника УГИБДД Москвы:

— Невнимательность за рулем — причина большинства ДТП. И один из отвлекающих факторов — разговор по мобильному телефону. Увлеченный беседой человек не может быстро сориентироваться в изменениях дорожной обстановки, что влечет за собой весьма печальные последствия. Чаще всего это приводит к касательным столкновениям, в которых страдают лишь автомобили, но на скоростных трассах подобная беспечность может повлечь за собой человеческие жертвы. В ПДД в разделе “Общие обязанности водителя” есть пункт, запрещающий использование телефона без специального устройства, освобождающего руки во время движения. Но поскольку в КоАП наказание за это не предусмотрено, методов воздействия на нарушителей у нас нет. Сказать точно, сколько аварий происходит из-за разговоров по сотовому, невозможно, поскольку редкий водитель сознается, что отвлекся от дороги и стал виновником ДТП. Но по данным некоторых исследований, риск столкновения в такой ситуации увеличивается в 4 раза. Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, необходимо ввести штрафные санкции.

КАК ШТРАФУЮТ ЗА БУГРОМ?

Германия — 30 евро

Люксембург — 74 евро

Испания — 91 евро

Венгрия — 125 евро

Италия — 32 евро

Англия — 60 фунтов

США — 100 долларов


СПРАВКА “МК”

— В США до 30% аварий происходит по вине водителей, пользующихся во время движения мобильным телефоном.

— В Англии каждое четвертое ДТП случается из-за разговоров по мобильному и приемов пищи.

— В Испании в минувшем году 4% водителей говорили по телефону в момент ДТП.

— В Японии ежегодно происходит до 1500 ДТП из-за любителей поболтать по телефону за рулем.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру