Евро за литр?

21 августа 2004 в 00:00, просмотров: 193

Сбылась мечта Никиты Хрущева — мы догнали и перегнали Америку. Правда, пока только по ценам на бензин. Теперь топливо в России стоит дороже, чем в США. И это только начало. Осенью бензин подорожает еще как минимум на 15%. А там и до тридцатки за литр недалеко. Равняемся на Европу?


Летом литр 95-го подорожал уже на 4 рубля — с 11 до 15 рублей. То есть на 36%. Между прочим, если кто-то забыл, наши власти клятвенно обещали, что за весь год цены вырастут максимум на 10%. Какая-то чудесная у них арифметика! Топливо — товар ценообразующий. Стоит только заикнуться о подорожании “горючки”, как автоматом растут цены на все без исключения.

Похоже, наши чиновники хорошо научились правильно считать. В свою пользу. А остановить рост цен на бензин они почему-то не хотят. Ведь ссылки на мировой рынок не выдерживают никакой критики. Россия, в отличие от той же Америки и Европы, нефть не ввозит, а вывозит. Причем в большом количестве.

И в самом деле это парадокс. Бананы в Эквадоре гораздо дешевле, чем в Москве. И это нормально. Бензин в Арабских Эмиратах (25—30 центов за литр) дешевле американского (в среднем 50 центов). И это тоже нормально. Но бензин в России, который дороже, чем в США, — это из области фантастики.

А пока автолюбители копят свое возмущение, доходя до кипения, аналитики падают в обморок от собственных прогнозов. Мол, цена за баррель может перескочить 50 долларов. Осенью литр бензина будет стоить уже 17—18 рублей. И к лету будущего года мы можем догнать Европу с ее евро за литр.

Волей-неволей начинаешь им верить. Ведь с ценами в России как с погодой: всегда сбываются только плохие прогнозы!

Исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко кивает на нефтяные компании, которые за то же время подняли оптовые цены не меньше чем на 30%. И ссылается на мировые цены: не может-де наш бензин не дорожать, когда нефть прет вверх. Можно подумать, когда нефть в мире дешевела, то же самое происходило с топливом на наших АЗС. Ничего подобного! В августе после повышения экспортных пошлин оптовая цена на нефть внутри страны упала на 700 рублей за тонну. А бензин все равно дорожал. И где тут рынок, к которому нас так долго и мучительно вели?

Почему, к примеру, американский нефтеперерабатывающий завод, покупая нефть чуть ли не в два раза дороже, чем наш, выдает бензин по меньшей цене? Где логика, где арифметика, где, в конце концов, правительство? Почему оно позволяет каждому из дельцов в длинной цепочке от нефтяной скважины до АЗС самым наглым образом залезать в наши карманы?

Между прочим, в США на прошлой неделе на самом пике роста мировых цен бензин... подешевел. Они просто-напросто загрузили под завязку все производственные мощности. И себестоимость топлива упала.

Кстати, знаете, почему при более дорогой закупочной цене нефти бензин в США дешевле, чем у нас? Потому что в стоимости литра бензина в США не более 30% налогов, а у нас — все 50%. Прекрасный рецепт для правительства — уменьшите ставку налога или акциз на переработку нефтепродуктов для внутреннего потребления. А если не подействует, натравливайте на всех ФАС — Федеральную антимонопольную службу. Которая, кстати, за полгода так и не озвучила ни своего мнения о ситуации с бензином, ни конкретного плана действий.

Есть и другие рыночные методы. Есть, в конце концов, и нерыночные. Все прекрасно отдают себе отчет в степени рыночных свобод “большой экономики” в нашей стране. И мало кто сомневается, что если из Кремля или Белого дома рыкнут или даже цыкнут, то рынок построится в три шеренги, да еще будет стоять на цыпочках.

Чиновники могут, но не хотят. У них есть более важные дела: удваивать ВВП. На бумаге. Нормальных россиян из плоти и крови для наших министров давно заменили среднестатистические: виртуальные или бумажные. Это у них растут доходы, это они радуются замене льгот на деньги... Поэтому нам не стоит рассчитывать на улучшение жизни. Хотя бы по той простой причине, что чем больше россиян помрет, тем больше ВВП останется на каждого выжившего. Такими способами его можно удвоить даже за пятилетку.

Выбор средств для борьбы с ростом цен на бензин у нас невелик. Если раньше оружием пролетариата был булыжник, то оружием автолюбителя может быть только бумажник. Если мы соберемся и скрепя сердце пересядем на общественный транспорт дня на три, может, это кого-то образумит. Или торговцев, или нефтяников, или правительство. Даже американцы решились временно принести свой комфорт в жертву. После того как бензин там резко подорожал, граждане пересели со своих внедорожников на более экономичные и непрестижные модели. А то и вовсе отказались от поездок. Кстати, именно после этого бензин и начал дешеветь. Может, стоить попробовать?


ЭКСПЕРТЫ “МК”:

Герман Греф, министр экономического развития и торговли РФ:

— Цены на нефтепродукты превышают значение, которое хотелось бы видеть. Но затормозить их рост трудно... Мы будем предпринимать попытки отрегулировать ситуацию, но не уверены, что сможем эффективно это сделать... Не думаю, что нам удастся полностью прекратить рост цен — мы все же участники мирового рынка.

Антон Ковалев, главный эксперт Конфедерации общества потребителей:

— Повышение мировых цен на нефть мало влияет на подорожание бензина в России. В том, что московские цены на бензин сравнялись с американскими, “виновато” правительство, которое еще в прошлом году повысило налоговое давление на нефтянку. Власти решили усидеть сразу на двух стульях: хорошо подзарабатывать не только на экспорте, но и на бензине. Так что прибыль от повышения цен на бензин вопреки расхожему мнению идет не в карман нефтяных олигархов, а в государственную казну.

Второе — цены на бензин растут еще и потому, что в большинстве регионов сбыт бензина монополизирован отдельными компаниями, которые вольны делать все, что хотят. Хотя Федеральная антимонопольная служба и работала над этой проблемой, желание ее чиновников заниматься нефтяными вопросами, возможно, охладило убийство руководителя питерского отделения МАПа в конце 90-х годов. Сейчас, правда, антимонопольное ведомство под руководством Игоря Артемьева снова активно занялось этой проблемой. Будем надеяться, что на сей раз антимонопольщики докопаются до сути дела.

Очень жаль, что наше правительство мало думает о людях. Высокие цены на бензин — это и рост инфляции, и подрыв репутации правительства, это на самом деле плевок в душу. У нас, конечно, не Америка, где дорогой бензин может стоить президенту Бушу его кресла, но это нагнетает обстановку. И когда глава Минэкономразвития Греф говорит, что правительство ничего не может поделать, в это трудно поверить. Да, чиновники не могут приказать нефтяным генералам в какой-нибудь Венесуэле держать цену 10 центов за литр. Но сделать структуру налогов такой, чтобы повышать цены на бензин в рознице было невыгодно (и при этом давать нефтяникам жить и зарабатывать, разбивать антимонопольный сговор, следить за ценами), — это правительство может. Но такое впечатление, что оно, как и в случае с пенсионной реформой, и со льготами, просто не хочет “париться”.




Партнеры