Украли бесполого монстра

24 августа 2004 в 00:00, просмотров: 148

“Всем оставаться на месте, это ограбление!” — по традиции, закричали грабители, ворвавшиеся в музей Мунка в Осло утром в воскресенье. Но сам грабеж был совсем не традиционным.

Двое вооруженных револьверами мужчин положили на пол охрану, сорвали со стен две картины экспрессиониста Эдварда Мунка — “Мадонна” и “Крик” — и умчались с места преступления на машине. Все произошло так быстро, что работники музея и посетители сначала не поняли, что произошло.

Это событие для тихой Норвегии — ЧП огромного масштаба. Мунк — бесспорный классик мировой живописи, а уж в стране троллей равных ему нет. Если сравнивать с Россией — Репин (по значению, конечно, не по стилю)...


Спецоперация по поимке похитителей, в которой задействована вся полиция города, пока не дала ощутимых результатов. “МК” связался с начальником отдела полиции Осло, специально сформированного для расследования похищения картины, Торе Роккеном, который рассказал о ходе расследования.

— Как развивались события в день ограбления?

— В 11.10 утра зазвенела сигнализация, среагировав на снятие картин со стены. За минуту до этого грабители ворвались в здание музея и, угрожая револьверами, заставили охрану лечь на пол и скрестить руки за спиной. Все произошло так быстро, что охрана даже не успела оказать сопротивления. Через мгновение они, видимо, уже прекрасно зная, где висят нужные им картины, подбежали к ним и сорвали работы со стен. Выбежав из здания, грабители сели в машину “Ауди-А6”, где, не выключая мотора, их ждал подельник-водитель. Машина с визгом сорвалась с места и понеслась вдоль по улице Тойенгата.

— Что рассказали свидетели?

— Все посетители были в шоке от увиденного. Они в один голос рассказывали о двух вооруженных мужчинах в масках, то есть ничего нового по сравнению с запечатленной на видеозаписи картиной преступления. Одна женщина так расчувствовалась от увиденного, что ее с сердечным приступом увезли в больницу.

— Вам удалось выйти на след преступников?

— Удалось найти машину, брошенную неподалеку, и эксперты сейчас обследуют ее. В другом конце города мы нашли рамы от этих картин, которые грабители выбросили в мусорные баки. По всем каналам телевидения передают ориентировки на преступников, и нам поступают звонки от очевидцев, которых мы не успеваем опрашивать, а также от обычных жителей.

— Какова стоимость такой картины?

— Речь идет о нескольких миллионах евро. Ведь Мунк — самый известный норвежский художник начала XX века.

Из досье “МК”: Эдвард Мунк родился в Норвегии в 1863 году. Мунка по праву считают пионером экспрессионизма. Постоянное внутреннее напряжение и одиночество (художник в раннем детстве потерял мать и сестру, умерших от туберкулеза) он выплескивал на полотна всполохами кроваво-красных, оранжевых и желтых красок. Тема смерти, всех ужасов человечества была главной для художника, и, пожалуй, апофеозом ее стало полотно “Крик”, которое Мунк написал в 1893 году. Многие видевшие картину в оригинале считают, что она просто вибрирует от этого ужасающего безмолвного крика, который издает некое бесполое существо. Не так давно американские ученые даже попытались выяснить, откуда Мунк взял такое безумно красное небо. И вычислили, что за 10 лет до написания полотна художник мог видеть отраженное в небе глобальное извержение... вулкана Кракатау в Индонезии.

Мунк написал несколько версий “Крика”, и все их он вместе с другими своими картинами завещал родному городу незадолго до своей смерти. Известно, что нынешнее похищение полотна — не первое. В 1994 году четверо норвежцев похитили один из “Криков” из норвежской картинной галереи. Тогда шедевр нашли в одной из придорожных гостиниц недалеко от Осло. Похитителей арестовали...

КАК ОХРАНЯЮТ БОГОМАТЕРЬ

“МК” решил проверить, как охраняются великие картины русских мастеров, и отправился штурмовать Третьяковскую галерею.

Перед основным входом выстроились припаркованные автомобили. А ведь Лаврушинский переулок считается пешеходной зоной. В маленькой будочке у ворот, развалившись на стуле, бдит охранник...

“Да, нам не нравится, что машины тут ездят, однако к нашему ведомству парковки не относятся, — поведал Александр корреспонденту “МК”. — Мы сначала их гоняли, а потом начальство сказало: да пусть стоят.” На небольшой подставке — отдельно от охранника — колом стоит бронежилет. “Жара”, — вытирает пот со лба милиционер. Надеется Александр, видимо, исключительно на свой пистолет Макарова да резиновую дубинку.

Следующий пункт охраны — у входа в музей. Тут же установлен металлоискатель. Его охраняет один милиционер. Интересуемся: “Какой у вас самый ценный экспонат?” — “Икона Владимирской Божией Матери — она самая древняя”. К иконе ведет отдельный от всех залов коридор, что облегчило бы путь грабителям ровно в 62 раза — именно столько картинных помещений в Третьяковке. Особо ценный экспонат располагается в храме при галерее — при переходе из музея там сидит еще один охранник. Однако к достоянию истории гораздо проще пройти через сам храм, где каждый день с 9 до 17 часов вечера ведется служба и на икону можно смотреть совершенно бесплатно. Правда, как и картины музея, Богоматерь снабжена сигнализацией.

Я подобралась к галерее со стороны храма и возле входа дирекции наткнулась на еще одного охранника. Он сообщил, что Третьяковку охраняют 16 милицейских постов...






Партнеры