Михаил Ульянов: “Я думаю о преемнике”

24 августа 2004 в 00:00, просмотров: 379

Совершенно непривычно начался сбор труппы в Вахтанговском театре. За пять минут до его начала в портретном фойе можно было наблюдать только журналистов и худрука Михаила Ульянова. Пожилой великий артист ждал своих коллег. Коллеги тянулись медленно и богемно-артистично обменивались рукопожатиями и поцелуями. Из звезд разных поколений были только Юрий Яковлев, Вячеслав Шалевич, Максим Суханов, Сергей Маковецкий, новый ректор Щуки Евгений Князев, пришедшие обсудить творческие прожекты.


Однако с Вахтанговским в последнее время связаны не только творческие планы. С конца прошлого сезона Москва бурлит слухами о возможной замене Михаила Ульянова на посту худрука. На этот вопрос обозреватель “МК” получил ответы в эксклюзивном интервью с самим Михаилом Ульяновым.

— Михаил Александрович, вопрос, от которого я не могу уйти: вы думаете о преемнике?

— Думаем. Но кто он — не скажу.

— А может быть, преемники в русском театре не нужны? Все-таки не президенты.

— Нужны. В общем ситуация в театре в этом смысле довольно напряженная, потому что раньше или позже я уйду. Хотелось бы позже, но может быть, и раньше так случится. Дело не в моей незаменимости, а дело в моем балансе, который создается в театре. Если баланс этот лопнет, ну будут поиски нового руководителя. Никаких страстей не будет, но столкновения могут быть. Поэтому пока потихонечку мы говорим о преемнике теоретически.

— Кто это мы — худсовет?

— Худсовет не обсуждает этот вопрос. Говорим с актерами.

— Но этот вопрос обострился в конце прошлого сезона, когда ваш ведущий артист Василий Лановой с экрана телевизора выступил против другого вашего артиста — Максима Суханова, обвинив его в том, что тот собирается захватить театр, распродать, сделать везде буфеты. Как вы можете это прокомментировать?

— Я только могу сказать одно: во-первых, вахтанговцы еще того, первого поколения, никогда не выносили сора из избы. Внутри могло быть что угодно, но выносить и тем более на телевидение... Выходить и говорить: “Он такой, а я — такой”, — категорически нельзя. И я отношусь к этому отрицательно не потому, что это Лановой, а потому, что это не стиль для такого театра, как Вахтанговский. Хотят того или нет, но в нашем театре есть некий аристократизм, но сейчас это все начинает теряться.

— Судя по вашей позиции, я могу сделать вывод, что Лановой, которого многие считают реальным претендентом, не может возглавить театр, быть вашим преемником на посту худрука академического театра. Это так?

— Я думаю, не может. Василий Семенович считает свою точку зрения единственно возможной. А эта позиция очень опасная. Я допускаю разные позиции. Со мной — легче, но я — не лучший. Я только знаю, что выяснять отношения не хочу и не буду.

— Михаил Александрович, в прошлом сезоне вы не выходили на сцену, но снимались. Будете продолжать сниматься?

— Да, пробую сейчас сниматься в небольшой роли. Вчера только прислали сценарий, поэтому не вспомню режиссера...

Но вернемся ко вчерашнему сбору труппы. Судя по всему, Ульянов в новом сезоне настроен решительно. Дал отповедь критикам, представил молодых актеров — двух красоток, пополнивших обойму героинь, и юношу, и сделал непопулярное среди московских худруков заявление относительно работы артистов на стороне.

— Как можно запрещать работу на стороне? — спросил Михаил Александрович. — Милости просим! Но предупреждаю: не надо переоценивать себя. Вот работал у нас давно актер номер один Сергей Лукьянов, очень хотел работать во МХАТе. Перешел туда, и кончилось все трагично — он там оказался никому не нужным.

Репертуарную политику нового сезона мастер изложил кратко. Первой премьерой станет музыкальный спектакль “Мадемуазель Нитуш”, которую с молодыми актерами делает Владимир Иванов. В главной роли — Нонна Гришаева. За ней следом пойдет “Дон Жуан” Мольера, к репетициям которого уже с сентября приступает Владимир Мирзоев, а это значит, что этого самого Дон Жуана будет играть Максим Суханов. Максим поведал, что летнее время у него в основном ушло на то, чтобы вытащить деньги из Содбизнесбанка, которые для его компании “Студия-4” перечислило телевидение на картину “Посылка с Марса”. В кино же не снимался и только 10 дней передохнул с женой в Хорватии.

Зато Сергей Маковецкий, который также занят в истории с “Дон Жуаном”, практически все лето снимался в “Гибели империи” у Владимира Хотиненко. Ректор Щукинского училища Евгений Князев подтвердил, что в училище в качестве педагогов и мастеров возвращаются его выпускники. И с нового года набрать курсы дали слово Александр Калягин, Валерий Фокин, преподавать будет Максим Суханов.




Партнеры