Прощай, капитан

Стиснув зубы, Немов тащил свою команду к пьедесталу. Но один израненный не воин на командном олимпийском поле боя. Усилия его оказались тщетны. До медалей российские гимнасты не дотянули. Немов уже не может выступать в многоборье: швы и рубцы на растерзанных мышцах сковывают движения. Только в свободном полете над перекладиной он освобождается из тисков.

Четыре сложнейших перелета подряд, два в конце комбинации и соскок с маленькой помарочкой, за которую самое большое наказание полторы десятых, — олимпийское выступление Немова на перекладине. Голова закружилась от его трюков, и поэтому в первую секунду, увидев немовскую оценку, зрители подумали, что это просто рябит в глазах. Но рябь не проходила, 9,575 стыдливо застыли на табло. И многотысячный зал осознал: в этот миг свершается величайшая несправедливость по отношению к величайшему гимнасту века минувшего и века настоящего. Зал вздрогнул, как вздрагивает мать, когда обижают ее ребенка. И став интернациональной семьей, в едином порыве встал на защиту своего сына — Алексея Немова, у которого отняли медаль.


Странная она женщина, эта гимнастика. В нее влюбляются с первого детского взгляда и на всю жизнь. К ее наградам рвутся, сдирая кожу с ладоней, разрывая в клочья мышцы, выворачивая суставы, сжигая нервы... А она, словно не заметив всех этих жертв, швыряет судьбу влюбленного к ногам тех, кто, не задумываясь, переступит через чувство.


“Устал, безумно устал”, — признается Алексей Немов, став двукратным олимпийским чемпионом Атланты. Но он опять вернется в пыльный от магнезии тренировочный зал Круглого Озера, чтобы через четыре года борьбы с постоянными травмами вырвать у соперников одной здоровой рукой две золотые медали. “Ухожу, не осталось ни сил, ни здоровья”, — прикладывая пакет со льдом к прооперированному плечу, заявил Немов после окончания Игр. Но, оглянувшись на скамейку запасных российской сборной, увидел на ней только одиноко лежавшее свое запасное трико. И Капитан Немо встал на дорогу, ведущую в Афины.

А в Греции, оглушенный жестокостью малайзийского судьи, в стране которого если и есть гимнастика, то только утренняя (он поставил 9,6), и канадского (его оценка 9,65), своровавшего десятые для своего гимнаста, массировал руки со вспухшими жилами, не отрывая взгляда от табло. Пять оценок 9,8, одна 9,75 и эти две, откинувшие Немова на третье место. А на помост еще не выходили основные соперники.

Немо, Немо... Единый вдох, одновременный выдох. Зал неистовствует, судьи совещаются, главный арбитр, судорожно кивая головой, выслушивает чьи-то указания по телефону. Немов встает, всех благодарит, но “семья” продолжает борьбу за своего ребенка. И вдруг табло, словно поперхнувшись, выплевывает новую оценку — 9,762, которая ничего не меняет.

Разозленные судейской подачкой “родители” негодуют. Немов запрыгивает на помост и всех успокаивает. “Американец Пол Хэмм не мог начать выступление в течение 10 минут, его разогретые мышцы остывали, и если бы он простоял еще чуть-чуть, то не смог бы полноценно отработать комбинацию, а ведь он шел на медаль. И я не имел права отнять у него этот шанс”, — скажет потом Немов. Хэмм, прекрасно исполнив упражнение, которое по уровню сложности ниже немовского, споткнувшись на соскоке, получит “серебро”.

Немо, Немо... Задыхался от ненависти к судьям и любви к Немову зал, который оказался бессилен в противостоянии с произволом. “Я благодарен за поддержку, за любовь, за веру в меня. Я никогда в жизни не испытывал таких эмоций: у меня по всему телу бежали мурашки (вот даже сейчас говорю, а они скачут по мне), бил озноб, сердце выпрыгивало... Нет, я не знаю, что это было... Потрясение? Никакая олимпийская медаль не стоит того счастья, которое мне сегодня подарили!” — сказал Немов.

У выхода из гимнастического центра Немова ждали те, кто сделал его счастливым. Он вышел, опустился на колени и поклонился им до земли...

А я ждала того, кто мог дать ответы на вопросы, кто виноват и что делать, — Леонида Яковлевича Аркаева, главного тренера сборной России, члена исполкома Международной федерации гимнастики.

— Насколько оценка Немова несправедлива?

— Комбинация Немова оценивается в 10 баллов. Он чуть-чуть — одну, ну в крайнем случае две десятых — потерял на соскоке. Вы видели оценки большинства судей — 9,75 и 9,8? Это реальные баллы Немова. Канадец и малайзиец, исходя из каких-то собственных интересов, неправомерно их занизили. Но, к сожалению, они повлияли на общую сумму. Это полнейшее безобразие!

— Почему вы не подали протест?

— А какой смысл? Мы вчера написали протест по ситуации с Хоркиной, в ее случае судья раньше времени нажала зеленую лампочку, которая означает старт. Света заметалась, потому что снаряд был не подготовлен, она сама не успела собраться и в итоге сорвалась... Подали его — и что? Отклонили. Этот технический комитет — настоящая мафия, которая никому не подчиняется, никого не слушает... Вот корейцы подали после соревнований в мужском многоборье протест. Их гимнаст лидировал до последнего снаряда и получил на нем крайне низкую оценку, потому что его судили не из 10 баллов, а из 9,6. Он, конечно, сразу очутился на втором месте. А американец, во время прыжка упавший на судей, потом на всех снарядах вытаскивался за уши и в итоге стал чемпионом. Так вот у корейцев вообще все должно было пройти просто — посмотрели видеозапись, посчитали элементы и признались, что ошиблись с базовой оценкой. Но нет. Тоже отклонили протест, они пожаловались на необъективное судейство в МОК. Ну и что? Ничего. Эта наша судейская каста творит что хочет. Правда, теперь НОК Кореи обратился в международный суд в Лозанне, но все это займет немало времени.

— Давайте пойдем по пути корейцев!

— Но это все нереально! Полная безысходность!..

Канадские фигуристы были недовольны “серебром”, завоеванным на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Их федерация и олимпийский комитет раздули мировой скандал и добились для своих “золота”.

Те же корейцы, в победу которых Аркаев не верит, похоже, все-таки отнимут у американцев золотую медаль. По крайней мере, надежный источник в американской сборной рассказал мне, что Пола Хэмма мягко готовят к тому, что, вероятнее всего, ему придется расстаться с титулом олимпийского чемпиона. А Евгений Николко, тренер Немова, заметил: “Хэмму дают медали в отдельных видах, в том числе и на перекладине, чтобы компенсировать ближайшую потерю “золота” в абсолютном первенстве”.

Американский пловец Аарон Пирсол, выигравший заплыв на дистанции 200 метров на спине, был дисквалифицирован за нарушение правил во время поворота. У него отняли медаль. На несколько часов. Национальная федерация подала протест, и его удовлетворили.

Почему в последнее время и на зимних, и на летних Олимпийских играх и невозможное возможно для всех, кроме нас? Потому что про нашу страну сегодня можно оскорбительно сказать так: “Россия как голодная бездомная собака наконец-то стащила косточку с праздничного стола”. Эту фразу произнесла одна зарубежная вип-персона другой, когда Стася Комарова выиграла “серебро”, единственную медаль у российских пловцов.

Выбить медаль для Немова — дело чести. Лишившись ее, он потерял ведь и призовые. Честно заработанные каторжным трудом и собственным здоровьем. А пока суд да дело, можно отлить ему копию олимпийской медали в России.

На Олимпийских играх в Сиднее у румынки Андреи Радукан через два дня после награждения отобрали золотую медаль — ее допинг-проба оказалась положительной. Когда она вернулась на родину, в аэропорту Бухареста ей вручили точно такую же.

Немов прилетает в Москву в среду, 25 августа в 18:30...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру