Против лома нет диплома

26 августа 2004 в 00:00, просмотров: 648

По данным Министерства образования и науки РФ, 43% россиян готовы заплатить за поступление любимого чада в вуз. В столице тяга к знаниям стоит в среднем 119 тысяч рублей (в особо престижных университетах — 183 тыс.), в среднем по России — 35 тысяч целковых...


Как сообщили “МК” в Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Москвы, этим летом только их службой было возбуждено более 30 уголовных дел за взятки в вузах. Поскольку ряд материалов до сих пор рассматривается прокуратурой, к сентябрю могут появиться еще пять-шесть уголовных дел. “Но в действительности коррупция в десятки, а то и в сотни раз больше, чем видимая ее часть”, — посетовали в УБЭПе. За год в карманах московских “оборотней в мантиях” оседает минимум 50 миллионов долларов! Не брезгуют преподаватели-взяточники и натурой. Например, во время сессии одна преподавательница попросила у студентов стройматериалы для дачи. Французскую парфюмерию берут коробками. А под Новый год преподы очень любят делать продовольственные заказы: дорогие продукты и алкоголь.

2004 год отметился в криминальных сводках тем, что чаще стали брать подношения представители высшего вузовского звена: деканы, завкафедрами. Хотя не исключено, что оперативники поднабрались опыта и стали лучше раскручивать преступные цепочки. Но если искоренить зло невозможно, его можно хотя бы уменьшить. В УБЭПе считают, что залог успешной борьбы со взяточниками — неотвратимость наказания. Сегодня же на десять штрафов или условных сроков приходится в лучшем случае два приговора с лишением свободы. Когда на кону десятки тысяч долларов, “самый гуманный суд в мире” не испугает преступника...

Может, пора изменить саму систему приема в вузы? Своим мнением с “МК” поделился профессор с сорокалетним опытом работы в высшей школе (по понятным причинам своего имени собеседник просил не называть): “Сегодняшняя форма приема исчерпала себя. Допустим, вступительный экзамен должны сдавать 100 человек. А ко мне приходят всего 50 — у остальных все уже проставили! Или другой случай: две девушки сдавали мне устный экзамен по математике. Принесли опросные листы, в которых надо законспектировать план ответа, а там — пусто. Причем за предыдущий письменный экзамен по математике им уже поставили “пятерки”. Что мне делать? Получается, два дня назад они все знали?! Тогда я дал абитуриенткам те же примеры, которые они якобы решили сами, но они ни в чем не смогли разобраться! Я поставил “двойки”. Так со мной ответсекретарь приемной комиссии разбираться пришел! Третий случай: я ставлю молодому человеку “два” на вступительном. Оформляю документы. Через два дня он опять приходит ко мне уже с другим протоколом и с чистым экзаменационным листом. Я, не моргнув глазом, слушаю его снова. Опять “двойка”. А когда еще через два дня он пришел ко мне с третьим потоком, я взял его за ручку, отвел к старшему и сказал: “Вы знаете, если я ему поставлю “двойку”, то это будет уже “шесть”, потому что он приходит на экзамен в третий раз!” А мне в ответ: “У него родственница в приемной комиссии”. Когда преподаватель дает частные уроки, потом принимает вступительные и их проверяет — это нечистоплотно. Сейчас большинству репетитор нужен для того, чтобы окольными путями попасть в вуз.

Пусть в вузе разработают билеты для экзаменов, но приемная комиссия должна быть со стороны. Например, собрали с утра преподавателей одного вуза, выдали им билеты, посадили в автобус и повезли: они не знают, куда их направят, и в принимающем университете не знают, откуда к ним приедет комиссия. Я видел подобное в Англии: профессор в Глазго работает, а экзамены едет принимать в другой институт. Конечно, такую систему не создашь за один день. Но по крайней мере легче упорядочить проведение экзаменов в сотне вузов, чем проведение ЕГЭ в десятках тысяч школ”.

Специалисты из Министерства образования и науки сделали интересный вывод. Как правило, бывшие абитуриенты-взяточники во время учебы продолжают давать взятки преподам и администрации вуза за сдачу экзаменов, зачетов, защиту дипломных работ... Значит, они в принципе не хотят или не способны обучаться в вузе. А взятки избавляют их от необходимости корпеть над книгами. В результате такой “профподготовки” выходят специалисты сомнительного “розлива”. Дипломы обесцениваются, работодатели не получают нормальных работников, а государство впустую тратит деньги на высшее образование...


СПРАВКА

По данным фонда “Общественное мнение”, взятки россиян за оценки на экзаменах, перевод на следующий курс и т.д. оцениваются в 8,719 млрд. рублей. Это 8,3% в общей сумме расходов населения на получение высшего образования. Для сравнения: в 2002 году взятки преподавателям и администрации вузов составляли 7,2 млрд. рублей, т.е. 7,12% в суммарной величине расходов. Налицо рост взяточничества.




Партнеры