Прощай, фатерланд

Еще несколько десятилетий назад в Советском Союзе немцев жило больше, чем, скажем, эстонцев. Но Эстонская ССР была, а немецкой — нет. То есть раньше она была. До 28 августа 1941 года. В этот день была ликвидирована АССР немцев Поволжья, а советские немцы были отправлены с волжских берегов в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию.


Депортация, очередная годовщина которой исполнится в эти августовские дни, коснулась не только поволжских немцев, но и немцев-москвичей. Среди них был Эдуард Фридрихович ВИЛЛЬ, ныне почетный президент Региональной немецкой национально-культурной автономии Московской области.

— Сначала выслали немцев Поволжья, потом взялись за других. Всего депортировали 1 млн. 100 тысяч советских немцев. При отступлении гитлеровцы с оккупированных территорий вывезли с собой 350 тысяч “фольксдойче”, поселили их в Польше. Потом, когда пришли советские войска, многие из переселенцев поехали в Сибирь. Так по этим людям дважды проехал каток Сталина и Гитлера.

Меня выслали вместе со всей семьей — с отцом и дедом из Москвы в Оренбург. Всего в 1941 году из Москвы было выслано 3200 немцев. Всего к началу войны в Москве было тысяч шесть чистокровных немцев. А до революции — 60 тысяч. В 1944-м была вторая волна депортации немцев из Москвы — выслали тех, кого не успели в 41-м.

Впрочем, если глава семьи был русский, а жена — немка, в таком случае не выселяли. Вообще, выселить немцев из Москвы было труднее, чем из Поволжья. Были такие немцы, которых просто боялись депортировать. Возьмем Кренкеля — известного полярника. Или академиков Баха и Тамма. Известный ученый Отто Шмидт тоже был немец. А у композитора Шнитке — отец был евреем, а мать немкой — его тоже не тронули.

В Москве немцев надо было отлавливать. К тому же многие немцы брали себе русские фамилии. Когда узнали, что от смешанных браков не высылают, директор одного московского института заставил своих холостых сотрудников фиктивно жениться на немках. Многие из этих браков оказались счастливыми. Три моих тетки вышли замуж за русских — и их не тронули. А отца моего посадили на 25 лет...

Я закончил в Оренбурге школу с золотой медалью — единственный в школе написал сочинение на “отлично”. Так директора за это чуть из партии не погнали. Как же: медаль сосланному и сыну арестованного! Когда я с этой медалью захотел поехать в Москву на учебу, мне сказали, что за это мне светит 20 лет каторги. В 1948 году был издан указ об уголовной ответственности за выезд с места ссылки. Только в 55-м году сняли режим спецпоселений. А разрешили возвращаться на старые места проживания спустя годы. Но до сих пор нет указа о восстановлении Немецкой Республики, нет указа о политической реабилитации.

Брежнев, говорят, хотел восстановить республику, но потом одумался: “Кто в Казахстане работать будет?” — там жило огромное количество немцев. У Горбачева не хватило сил. Ельцин пообещал восстановить республику в Капустином Яру. Гельмут Коль предлагал 20 млрд. марок на воссоздание республики. Ничего не получилось. Немцы остаются единственным народом в России, чья государственность не была восстановлена.

В свое время ее еще можно было восстановить. А так 3 миллиона советских немцев рванули в Германию. Но и там не все так уж гладко. Некоторые немцы даже возвращаются из Германии — на Алтай, в Новосибирскую область. Но это единичные случаи. Мне 73 года, я туда не собираюсь — там жить скучно...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру