Львиная доля

1 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 255

Сегодня на венецианском острове Лидо во Дворце фестивалей открывается 61-й Международный кинофестиваль. Старейший из тройки мировых лидеров и самый продвинутый. В Венеции все еще продолжают открывать новые киногоризонты и искать новые имена. Вопреки — а может быть, и благодаря — тому, что в этот уже добрых два столетия умирающий город коренные голливудцы едут с большой охотой. И в этом году на Лидо ожидается большой наплыв звезд: Стивен Спилберг, Том Хэнкс, Уилл Смит, Анджелина Джоли.

Будет среди них и наша Светлана Проскурина с конкурсным фильмом.


Андрей Звягинцев в прошлом году не прятал свое “Возвращение” и перед поездкой в Венецию показал его журналистам. Теперь — все иначе: “Удаленный доступ” тщательно скрывают от прессы, преподнося приглашение в венецианский конкурс как Божий дар, который дается не всякому. Хотя у Проскуриной как раз шансов на “Льва” гораздо меньше, чем было у Звягинцева. Два раза подряд чудо обычно не повторяется — триумф “Возвращения” хоть и обратил внимание мировой кинообщественности на Россию, но не сделал нас законодателями кинематографической моды, во что так хотели верить наши чиновники от кино. Кроме того, конкуренты у “Удаленного доступа” весьма приличные.

За главный приз фестиваля будут бороться и молодые, обласканные призами и признанием, и маститые режиссеры. Например, молодой испанский режиссер Алехандро Аменабар, про которого говорили, что он гений. Если бы не Голливуд, купивший права на ремейк его фильма “Открой глаза”, из которого получилось “Ванильное небо” с Томом Крузом и Пенелопой Крус. И если бы не Голливуд, спонсировавший его неудачный триллер “Другие” с Николь Кидман. Вдруг он еще всем покажет? Свой последний фильм “Из моря” он снял с испанскими актерами, на испанские деньги и по собственному сценарию. Или экстремальная француженка Клер Дени (“Что ни день, то неприятности”) с картиной “Чужак”, снимающая самое что ни на есть фестивальное кино, вполне в духе нонконформистского Биеннале. В конкурсе также Франсуа Озон, который все еще числится молодым режиссером и от которого все еще ждут сюрпризов. Его новый фильм “5х2” про любовь мужчины и женщины вполне можно назвать в списке фаворитов. В числе конкурсантов и Майк Ли, которого не назовешь бытописателем жестоких британских нравов только потому, что он снимает фильмы всех жанров и во всех хорош. Но его можно назвать фаворитом лишь в расчете на награду за заслуги — Ли уже сорок лет в кино. Так же как и Вима Вендерса, чей новый фильм “Земля возможностей” участвует в конкурсе. Вряд ли награда достанется и Хаяо Миядзаке — его анимационный фильм “Тихиро, унесенная призраками” обласкали в Берлине, произведя фурор, отдав главную награду анимационной, а не художественной ленте. В этом году в Венеции конкуренция достаточно сильна, чтобы победителем назвать игровой фильм. Но в любом случае решать будет жюри.

В этом году его возглавляет британский режиссер Джон Бурман. Он снимал драмы, получавшие награды в Каннах (“Генерал”), проходные мелодрамы (“Там, где сердце”), мистику (“Экзорцист-2”), обличал апартеид (“Страна моего черепа”), был номинирован на “Оскар” (“Избавление”). Но всегда был лишь хорошим рассказчиком, а значит, может и не оценить кинематографические изыски, собранные в конкурсе Биеннале. Так же в жюри: актриса Скарлетт Йоханссон (“Трудности перевода”, “Девушка с жемчужной сережкой”), режиссер Вольфганг Беккер (“Good Bye, Ленин!”), режиссер Спайк Ли (“Кровавое лето Сэма”), актриса Хеллен Мирен (“Повар, вор, его жена и ее любовник”), продюсер Ксу Фенг, режиссер Душан Макавеев, документалист Миммо Калопрести. Вполне солидный список имен вполне солидных представителей мирового кино. Но не слишком ли монументальный для Биеннале сегодня, когда злые языки поговаривают о кризисе, о том, что Биеннале нужно четко обозначить свое место в тройке фестивальных лидеров Канн (гламур), Берлин (политика) и Венеция (пока числится как открыватель нового)?

Программа внеконкурсных показов нынче вполне сопоставима с конкурсной — в ней столько же знаменитых имен. Здесь также есть русская картина — “Настройщик” Киры Муратовой, которая, похоже, решила избегать всяческих конкурсов и соревнований. Ее рангу внеконкурсный показ Биеннале вполне соответствует. Также в программе новые ленты Клода Шаброля, Спайка Ли, Мануэля Де Оливейры, Майкла Редфорда и коллективный “Эрос” — три короткометражки от таких разных знаменитостей — Вонга Карвая, Микеланджело Антониони и Стивена Содеберга. Откроет фестиваль лента Стивена Спилберга “Терминал” с Томом Хэнксом в главной роли. А на Лидо будет представлен новый анимационный мультфильм “Акулья история”, трейлер из которого в помпой презентовали в Канне. Представлять его приедут звезды, озвучивавшие героев мультяшки, — Анджелина Джоли, Уилл Смит и Джек Блэк.


“ТЕРМИНАЛ”, США

Новый фильм Стивена Спилберга — как повзрослевший “Форрест Гамп”. Повзрослевший во всех смыслах. Том Хэнкс стал на десять лет старше, да и Стивен Спилберг никогда не был Земекисом. Он снял историю о людях, вернее, о человеке, волею политических неурядиц в мире ставшем заложником в американском аэропорту. Выслать американское правительство Виктора Наворски обратно, в его далекую страну на Балканах, не может. Впустить в страну — тоже, поскольку, пока самолет персонажа Тома Хэнкса летел до Америки, в его стране поменялась власть. Наворски, с трудом говорящий по-английски, вступает в поединок с начальником безопасности аэропорта. Он вынужден жить в аэропорту, искать место для ночлега, еду и работу. Что удивительно — он находит все это. И даже больше — премилую стюардессу, которую играет сильно похудевшая Кэтрин Зета-Джонс. Конечно, история заканчивается американским хеппи-эндом, демонстрацией всех работников аэропорта в поддержку Наворски. Но стюардессу он не увозит к себе на Балканы — здесь Спилбергу пришлось наступить себе на американское горло.


“НАСТРОЙЩИК”, Россия

Фильм Муратовой наделал шуму на закрытии фестиваля “Окно в Европу” в Выборге и, по опросам критиков, уверенно вошел в список лучших фильмов года. Четырнадцатая картина одного из самых сложных и умных режиссеров российского кино, несмотря на традиционно большой хронометраж — почти два с половиной часа, смотрится на одном дыхании. Муратова выстроила (этот глагол уместнее всего) что-то красивое и одновременно простое — как дом, как сад, как вид планеты из открытого космоса. При всем при том “Настройщик” — отнюдь не заумное (то есть заведомого отлученное от зрителя) кино. За это говорит и детективная интрига, двигающая фабулу, и подбор трех главных актрис — Алла Демидова, Нина Русланова и Рената Литвинова, которая, по слухам, должна будет вручать один из главных призов на закрытии Венецианского фестиваля. На их фоне талантливый Георгий Делиев, играющий бедного настройщика, ради любви проворачивающего сложную аферу с небольшой суммой американских долларов и двумя весьма неюными дамами, выглядит неуверенно, хотя и старается изо всех сил. Но Муратова любит старательных людей — им она уделят больше всего внимания и терпения. В ее фильмах всегда много непрофессиональных актерских и почти столько же точнейших актерских попаданий. Невероятное умение: в каждом человеке найти одну яркую детальку, которую и родные-то разглядят с трудом, и немедленно превратить ее во что-то жизненно важное, сущностное, гиперболизировать. Накануне Венецианского фестиваля Муратова спокойно заявляет: “Я рада, что осуществила свое давнее постоянное желание снять тихий, традиционный, хороший фильм”.


“УДАЛЕННЫЙ ДОСТУП”, Россия

В России “Удаленный доступ” однозначно станет крупным событием. В начале 90-х Светлана Проскурина проходила по списку режиссеров, кто “подавал большие надежды”, а ее лента 1989 года “Случайный вальс” получила “Золотого леопарда” в Локарно и прокатилась по многим фестивалям мира. “Удаленный доступ” удален от ее последней работы в игровом кино на двенадцать лет — после “Отражения в зеркале” (1992), представлявшего Россию в каннской программе Двухнедельник режиссеров, Проскурина снимала документальные фильмы для телевидения, а также участвовала в написании диалогов к фильму “Русский ковчег” Александра Сокурова. Вернуться в новое российское кино она решила с современной историей. Как и все ее предыдущие фильмы, этот — о любви. В центре сюжета — телефонный роман и внезапная смерть, рождающая отчаяние и одиночество. Помимо главных героев, на роли которых Проскурина, следуя традиции, пригласила непрофессионалов, в фильме снялись Елена Руфанова и Владимир Ильин. (Подробнее — в ближайших номерах “МК”.)




Партнеры