310 кг денег

300 миллионов рублей за информацию о Масхадове и Басаеве! Это предложение ФСБ России вчера озвучили все СМИ. “МК” попытался выяснить, каким образом планируется очередная “операция” — на этот раз финансовая. Да какая: 10 миллионов баксов — даже не за головы террористов, а всего лишь за информацию — есть за что бороться.

— Это совершенно стандартное действие спецслужб, абсолютно оправданное, — объяснил “МК” эксперт по проблемам терроризма Георгий ЭНГЕЛЬГАРДТ. — Непонятно, правда, будет ли от этого толк. Ведь есть люди, за которых обещали больше: Усама бен Ладен, например, или Аль-Завахири, — но их до сих пор так и не выдали. В Ираке эта схема — деньги в обмен на информацию — сыграла свою роль, кого-то поймали. Доверяют ли у нас спецслужбам настолько? Сложно сказать. В любом случае вреда от этих действий не будет.

Однако остаются вопросы: насколько продуман сам механизм получения этой крайне важной информации, как будет обеспечена безопасность источника и не “кинут” ли его с деньгами?

Корреспонденты “МК” тут же начали названивать по указанным телефонам. Оказалось, справочная служба ФСБ. Первые ответы дежурных озадачили.

— Деньги за информацию о Басаеве? — с сомнением переспросил голос в штатском. — Объявление? Не знаю... Ничего не могу вам сказать.

Ближе к полудню офицера то ли сменили, то ли проинструктировали. Но явно недостаточно. Следующий диалог со “сборщиком данных о Басаеве” тоже получился довольно невнятным.

— Это правда — насчет 300 миллионов?

— Да, правда.

— А какие вы даете гарантии, что деньги будут выплачены?

— Я не понял: вы хотите гарантий или дать информацию?

— Я готова дать информацию, но хочу гарантий. В том числе — гарантий безопасности.

— А что у вас за информация?

— А вам какая нужна? Адрес и телефон?

— Да, разумеется.

— У меня сестра живет в Гудермесе. Я с ней разговаривала, она знает точное местонахождение Басаева. Но прежде чем вам сказать, я хотела бы понять, насколько реально получить за это деньги.

— Вы же понимаете, что деньги будут заплачены — но только после проверки вашей информации.

— А как быть, если эту же информацию вам даст еще кто-нибудь? Будете делить вознаграждение на двоих?

— Не могу вам ответить. Если у вас действительно есть информация, но вы боитесь за сестру, оставьте свои координаты — мы с вами свяжемся.

Дежурные в самой Чечне говорили почти то же самое:

— Пусть ваша сестра позвонит нам и скажет.

— Нет, она вам звонить не будет: вы ее вычислите, посадите, а денег не дадите. Вы как-то можете обеспечить ее безопасность и гарантировать выплату?

— Я дежурный, на эти вопросы ответить не могу. Мне велели записывать информацию и передавать начальнику.

— Ну, я без денег ничего говорить не буду. Вы же обещали — значит, должны как-то гарантировать...

— Я вам ничего не обещал. Обещали средства массовой информации.

В общем, пока ситуация выглядит так. ФСБ в очередной раз выступила в духе русской пословицы: прокукарекал, а там — хоть не рассветай. Разумеется, автоопределитель номера у них работает. А вот каким образом будет обеспечена безопасность источника и кто гарантирует получение им денег, совершенно непонятно. А судя по нашим диалогам, спецслужбы, похоже, рассчитывают по возможности обойтись “малой кровью” — получить информацию по телефону, без всяких гарантий со своей стороны и безвозмездно, то есть даром. Разумеется, не исключен и другой вариант: на самом деле все продумано, только дежурный не в курсе.

Кстати, почему деньги “на Басаева” нашлись только сейчас, а не 5 лет назад, после первых кровавых терактов? Тогда человеческие жизни столько не стоили?..


300 миллионов рублей наличными — это 310,5 кг “живого” веса, исходя из того, что стандартная пачка 1000-рублевых банкнот (100 листов) тянет на 103,5 г. Если попытаться упаковать эту премию, то получится параллелепипед: в основании — 50х50 см, высота — 142 см.

Впрочем, вряд ли эти деньги финансисты ФСБ будут выдавать из кассы. Судя по всему, сумму (конечно, минус налоги) переведут на счет в каком-либо банке. Скорее всего, учитывая, что ФСБ — государственная структура, то и счет будет открыт в любом казенном учреждении (Сбербанк, ВТБ, ВЭБ).

Услуга эта бесплатная. Однако если снимать деньги, то банк может удержать комиссионные в размере одного процента от суммы. Впрочем, в данном случае счет, вероятно, будет открыт на “особых условиях”, что на банковском языке означает — никакой комиссии. Конечно, если у “информатора” уже есть счет в определенной коммерческой структуре, то свою премию он может попросить перевести на него.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру