“Всаднику” много хлопали,

В Монреале только что закрылся кинофестиваль.

В конкурсе от России участвовала одна картина — “Всадник по имени Смерть” Карена Шахназарова. 28-й Монреальский международный фестиваль, или, как его называют организаторы, фестиваль фильмов мира, шел 12 дней. 400 фильмов из 72 стран, 111 мировых премьер — таков итог в цифрах.


Картину Карена Шахназарова встретили очень хорошо — публика долго аплодировала по окончании сеанса. А в фестивальной прессе появился биографический очерк о режиссере — кроме перечисления его творческих успехов автор заметки несколько раз повторил, что именно под руководством Шахназарова студия “Мосфильм” стала одной из крупнейших в Европе. Но за подобные заслуги наград в Монреале не выдавали, и фильм уехал из Канады без приза.

Гран-при фестиваля достался израильскому режиссеру Эрану Риклису и ленте “Сирийская невеста”. Лучшим режиссером был назван мэтр испанского кино Карлос Саура, представивший в конкурсе Монреаля картину “На седьмой день”. Лучшей актрисой стала француженка Карин Виар, лучшими актерами сразу двое — американец Кристофер Уокен и китаец Фан Вей. В этом году жюри возглавлял знаменитый французский сценарист и режиссер Клод Зиди, автор комедий “Крылышко или ножка” с Луи де Фюнесом в главной роли, “Неподкупные” с Филиппом Нуаре и Тьерри Лермитом.

Среди основных событий фестиваля запомнились чествования тех, кто уже оставил свой заметный след в мировом кино. В этом году организаторы остановили свой выбор на французской актрисе Изабель Аджани, греческом режиссере Тео Ангелопулосе и хорватском кинематографисте Кристо Папиче. Кстати, в 1996 году таким почетным гостем монреальского фестиваля был Никита Михалков. Еще из звезд мирового уровня на фестиваль заезжала Пенелопа Крус — с внеконкурсным фильмом “Голова в облаках”.

Помимо картины “Всадник по имени Смерть” российское кино в Монреале было представлено в программе “Кино Европы” фильмами Валерия Тодоровского “Мой сводный брат Франкенштейн”, Сергея Ткачева “Маша”, Андрея Прошкина “Игры мотыльков”, короткометражной лентой “Двое” молодого режиссера Кати Гроховской, получившей известность как автор музыкальных видеоклипов; а также в программе “Документальные фильмы мира” российско-американским фильмом режиссера Славы Цукермана “Жена Сталина” о трагической судьбе жены Сталина Надежды Аллилуевой.

* * *

Сразу после окончания кинофестиваля режиссер Клод Зиди дал эксклюзивное интервью “МК”.

— Вы хорошо известны в России как сценарист и режиссер комедийных фильмов. Изменился ли, по вашему мнению, юмор 70-х, 80-х и 90-х годов по сравнению с днем нынешним?

— Да, и это нормально... Некоторые смешные темы исчезают, другие появляются... Хотя сами комические ситуации, в которых оказываются люди, повторяются. Впрочем, для того, чтобы их увидеть, важно быть серьезным.

— Значит, вы серьезный человек, который смешит других?

— Не я смешу, а мои фильмы. Когда я сказал “серьезный”, то имел в виду то, что я серьезно относился к своей работе. Между прочим, еще в школе я записывал различные шутки, комические ситуации. Так, на всякий случай. Эти записи я сохранил, и они мне пригодились, когда я стал снимать комедии.

— Вы работали с великими актерами: Колюшем, Пьером Ришаром, Луи де Фюнесом. С ними было легко на съемочной площадке? Например, с де Фюнесом, актером очень популярным и любимым в России...

— С одной стороны, легко. Но, например, Луи де Фюнес был перфекционистом. Он мог попросить режиссера сделать двадцать или даже тридцать дублей. Всегда хотел быть лучшим. По мере съемок он все больше увлекался, и начинались его знаменитые импровизации, которые доводили всех до слез от безудержного смеха. Без сомнения, это был актер-явление, своего рода дервиш кино...

— А Пьер Ришар?

— С ним другая история. Ришар — актер жеста, всегда очень выверенного. Это ему позволяет добиваться точных движений, нужной работы тела. Так что ему в данном случае не требовалось много дублей. Знаете, актеры — они все такие разные...

— Ваш последний фильм “Астерикс и Обеликс против Юлия Цезаря” отличается по жанру от предыдущих комедийных фильмов...

— Да, в самом деле. Это было мощное производство с такими актерами, как Депардье и Клавье, со значительным бюджетом, которое потребовало к тому же годы работы. Сначала был сценарий, нужно было получить согласие на постановку от людей, имеющих на него права, затем сценарий должен был “материализоваться” на съемочной площадке... У нас были запланированы очень мощные спецэффекты, кстати, многие специально разрабатывались именно для этой картины. По мере съемок мы даже спрашивали себя: все ли идет как надо. Невозможно было увидеть результат спецэффектов до окончания монтажа.

— Согласились бы снять фильм в цифровом формате?

— Почему нет? Предложите мне снять новый фильм в цифровом формате, и я сделаю это. Завтра...




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру