Грабеж с пистолетом

10 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 485

После августовского ценового скачка, когда на мировых рынках за баррель нефти давали почти 50 долларов, стоимость “черного золота” заметно снизилась. Теперь баррель котируется чуть ниже 44 долларов. Впрочем, ожидать одновременного снижения цены на бензин не стоит. По крайней мере в нашей стране.

На мировом рынке цена нефти упала благодаря Саудовской Аравии. Эта страна — член ОПЕК — вбросила на рынок в августе порядка 9,65 млн. баррелей. Что на 290 тыс. баррелей больше, чем в июле. А вот Ирак сократил добычу на 140 тыс. баррелей. Так что фактический прирост добычи оказался в два раза меньше. Многие аналитики уверены, что такое увеличение добычи не сможет существенно повлиять на рынок. Так что заявление президента ОПЕК Пурномо Юсгианторо, что мировой рынок перенасыщен нефтью, может оказаться всего лишь отличным пропагандистским подарком президенту Бушу к выборам. Сразу после них нефтяные цены продолжат рост.

Россия также пытается залить мир нефтью — зарабатывает нефтедоллары. Причем даже без оглядки на различные праздники и знаменательные даты. Мы идем практически вровень с показателями Саудовской Аравии. Правда, российскому автолюбителю от этого моря нефти достается лишь тоненький ручеек. А потому, что бы ни происходило на мировом рынке с нефтью и ценами на нее, наш бензин внутри страны неизменно дорожает.

Дело в том, что для российских нефтяных королей внешний рынок продолжает оставаться привлекательнее отечественного. Сейчас за границей нефть покупается по цене примерно 270 долларов за тонну, а внутри России — за 170. Конечно, в таких условиях гораздо выгоднее гнать этот продукт на экспорт, ведь такая “вилка” позволяет с каждой проданной за бугор тонны класть в карман по сто долларов. В результате экспорт увеличился на 23%, а добыча — всего на 10%. А раз из страны нефть все больше убывает, то и цены на бензин постоянно растут.

И раньше бывали периоды, когда стоимость нефти на мировых рынках падала. В конце июля, например, баррель опускался в цене на 27 центов. При этом “черное золото” исключительно российского происхождения дешевело даже сильнее — на 42 цента! Одновременно с этим в нашей стране была повышена вывозная пошлина, чтобы экспортеры не жадничали и хоть что-то оставляли на родине. В результате во всем мире понижались оптовые цены на нефтепродукты, а у нас, наоборот, цена бензина в очередной раз поднялась: в Москве — на 6,7%, а в Петербурге — на 7,1%. Никакого рыночного объяснения такому парадоксу эксперты дать не смогли. Поскольку в России внутреннего рынка нефти не существует. Цену фактически назначают нефтяные магнаты, договорившись между собой о ее пределах. Если бы в России была сырьевая биржа, возможно, все складывалось бы по-другому.

Уже в ближайшее время аналитики предвещают очередной рост цен на бензин. Ведь с октября нефтяники, желающие продавать свой продукт за рубежом, вынуждены будут платить повышенную экспортную пошлину: она будет увеличена российскими властями с 69,9 доллара за тонну до 86. То есть прибыль от экспорта нефтяных компаний уменьшится. Понятно, что правительство, принимая такое решение, хотело как лучше: чтобы продажа нефти на внутренний рынок была не менее интересна, чем экспорт. Однако маловероятно, что магнаты откажутся от прежней жизни. Скорее всего упущенную выгоду они постараются наверстать на АЗС, то есть заставить нас платить за бензин еще более высокую цену. Недаром же несколько лет назад олигархи предрекали, что в скором времени за литр бензина россиянам придется выкладывать уже 1 доллар. Это при наших-то зарплатах. В той же Америке, на которую ориентируются наши олигархи, А-95 не превышает 15 рублей за литр при куда более высоких доходах у населения.




Партнеры