Педаль за доблестный труд

10 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 583

В советские времена труд рикшей называли гнусной эксплуатацией человека человеком. Ныне люди-“возницы” пересели на веломобили, и популярность их услуг в мире растет. На фоне возрастающих дорожных пробок эксперты прочат этому виду транспорта большое будущее.

Российские велосипедисты активно обсуждают в Интернете идею создания сети велотакси и в Москве. Но оказывается, в столице эта услуга уже действует. Правда, пока в лице единственного велорикши, катающего народ по ВВЦ.

Михалыча (так зовут московского “возницу”) я ловила несколько дней. График у него скользящий: захочет — вечером приедет, захочет — днем. И вот воскресным вечером удача мне улыбнулась. Старичок в белой кепочке, очках и коротеньких спортивных шортах, открывающих накачанные “велосипедные” ноги, поджидал клиента у главного входа на своей коричневой “кибитке”. Впереди — велосипедное сиденье и педали, сзади — что-то типа открытой кареты на больших колесах, с багажным отделением. Прессу Геннадий Михайлович встретил без воодушевления (“Вы гонорар получите, а я что?”), но отказать мне в экскурсии по выставке не смог. В итоге за 200 рублей я получила полуторачасовой экскурс в историю ВДНХ и покаталась с ветерком.

— Вам не тяжело будет меня везти? — не смогла не спросить я перед поездкой.

— Вас? Я шесть человек возил, пьяных, до метро. И ничего. А как-то раз тонар буксировал, 1800 кило! Милиционер пошутил: “Михалыч, натренируешься на тонарах, скоро танки возить будешь!” А что? Если Родина прикажет — буду.

70-летний заслуженный мастер спорта по велосипеду Геннадий Мартынов, рекордсмен мира 1956 года в велосипедном пробеге на дистанцию 100 километров, чемпион СССР, чемпион спартакиады народов СССР на тандеме, 11-кратный рекордсмен СССР, кандидат наук и обладатель множества регалий, целыми днями крутит педали и возит пассажиров по ВВЦ. И не считает, что его эксплуатируют. По собственному определению, он честный труженик, который зарабатывает на прокорм семьи.

Веломобиль трясся по асфальту. Как пояснил Мартынов, раньше на месте ВВЦ было болото, отсюда и постоянные трещины в асфальте.

— Веломобиль мы придумали вместе с конструктором Ниязом Туфатулиным 12 лет назад. Сначала хотели собрать его на заводе, да выходило дорого. И собрали сами — две машины. Одну сразу же у нас и украли. Сначала мы с Ниязом у аттракционов детишек возили, а теперь я вожу всех, кто не может идти, — продолжает Мартынов.

Чаще всего на велорикше ездят те, кто действительно не может идти — много выпили. Но иногда попадаются любопытные, а еще Михалыча часто просят подсобить местные торговцы: то палатку с мороженым до склада довезти, то за водой съездить.

— Теперь тут торговые палатки и кафе убрали, а раньше я им воду возил, канализации у них не было, — говорит Мартынов.

Мы выруливаем на центральную аллею. Прохожие оборачиваются на нас: кто в изумлении, кто с недоумением, кто с осуждением. Проходящие мимо иностранцы с одобрительным цоканьем тут же начинают снимать русскую экзотику на видео.

— Цепляете? — возле нас тормозит мопед с двумя поддатыми подростками. На таких Михалыч внимания не обращает. Заплатить они не заплатят, а болтать времени у него нет. Михалыча на ВВЦ уважают все: и бандиты, и милиция. “Михалыч едет — всем стоять!” — шутят местные торговцы. Как сказали мне в администрации выставки, вообще-то такой вид частного извоза не разрешен, однако Мартынов — человек упорный, и с его присутствием тут все уже смирились.

— Что с меня брать-то? Я много не деру: кого за 20 рублей подвезу, кого за 50, вокруг выставки — 100 рублей, — говорит велорикша. — Один раз бандитов вез, до пивной палатки. “Что ж вы меня не грабите?” — говорю. А они: “Батя, еще Стенька Разин говорил, что человека, который потом и кровью зарабатывает, грабить нельзя”.

Мартынов до сих пор работает не только велорикшей, но и преподает на кафедре велосипедного спорта в Институте физкультуры. В 1956-м он побил рекорд мира: за 2 часа 28 минут и 31 секунду проехал на велосипеде стокилометровку. “Беллиссимо! Профессионалисто!” — восхищались тогда наголову разбитые итальянцы. Сейчас, говорит Мартынов, у него есть все заслуги, кроме зарплаты. “Стоять с протянутой рукой, пока могу работать, я не буду”, — говорит он. И зарабатывает с божьей помощью.

Местные таксисты считают его серьезным конкурентом. “Имей совесть — поделись клиентами!” — иногда кричат они ему вслед. Возможно, скоро клиентов у Мартынова станет больше: через несколько лет на ВВЦ хотят запретить проезд частного автотранспорта. И пока власти грезят об электромобилях и даже монорельсовой дороге на территории выставки, велорикша остается единственным в Москве, кто сумел воплотить идею велотакси в жизнь.

Между тем желающих поступить так же хватает. Михалыч и не подозревает, что российские велосипедисты разработали программу велодвижения в столице, которая предусматривает создание пешеходных зон и велодорожек, оснащение парков многоместным велотранспортом и даже введение предмета “Велокультура” в школах... “Назрела необходимость проявить политическую волю и расширить пешеходные зоны с ограничением проезда автотранспорта. Это расточительно, когда в 5-местном автомобиле человек везет только самого себя”, — говорят велосипедисты.

Велотакси входят в моду во многих странах мира. Практически по всей Европе для велосипедов выделяют полосы на автодорогах. В крупных городах Германии велорикши работают извозчиками и гидами на туристических мини-маршрутах. Получасовая поездка здесь стоит 2,5 евро. В Берлине велосипеды можно взять напрокат у всех станций метро и вокзалов и даже заказать по телефону. Недавно появившиеся велотакси в Париже за 2—5 долларов предлагают пассажирам крутить педали вместе с рикшами на велотандемах. В 70 городах Италии по выходным можно передвигаться либо пешком, либо на велосипедах. Первый велокеб появился и в Волгограде, а скоро велотакси появится в Таллине: одна частная компания закупила в Германии 10 веломобилей для проезда по узким улочкам города. Этим летом велотакси появились в Анапе: проезд по городу стоит всего 25 рублей, а работают велорикшами в основном студенты.

Эксперты говорят, что у велотакси множество преимуществ перед обычным видом городского транспорта. Им не нужен бензин, они не загрязняют воздух, могут передвигаться по пешеходным зонам, паркам, зоопаркам, кладбищам. Жаль, что работать они могут лишь в теплый сезон. И что не всем такая работа по силам и по душе.


СПРАВКА “МК”.

Велотакси впервые появились в Берлине в 1977 году, сейчас они есть в 22 европейских городах, в 3 городах Японии и на Кубе. Средняя скорость велотакси — около 25 километров в час.



    Партнеры