Идентификация на глазок

Более ста тел погибших заложников в Беслане до сих пор остаются неопознанными. По разным причинам их тела невозможно опознать по внешности или по особым приметам. Эксперты-криминалисты начали ДНК-экспертизу — один из самых современных и эффективных методов. На уровне молекулярно-генетических особенностей удастся опознать всех. Этот способ слишком дорогой, но он, конечно же, того стоит. Ведь родственникам погибших остается единственное — приходить на могилу и оплакивать своего близкого.


В отделе идентификации неопознанных трупов при ГУВД Москвы устанавливают личности тех, чьи тела нельзя идентифицировать традиционными способами: по словесному портрету, фрагментам одежды. Как правило, это разложившиеся, сильно деформированные, обгоревшие тела. Сотрудники этого отдела устанавливают личности жертв терактов, а также все неопознанные трупы, найденные оперативниками: убитые, утопленники, бомжи...

В судебно-медицинском морге эксперты проводят вскрытие, устанавливают причину смерти и повреждений. И составляют словесный портрет: описывают анатомические особенности тела, его особые приметы (татуировки, послеоперационные рубцы).

— Даже если труп сильно обезображен, то по овалу лица, особенностям телосложения зачастую эксперты все равно восстанавливают прижизненный облик человека, — рассказывает Юрий Горюнов, зам. начальника отдела идентификации неопознанных трупов при ГУВД Москвы. — Зубы — одна из важнейших деталей для опознания личности, потому что их состояние, строение, прикус — индивидуальны. Предположим, что у нас есть несколько предполагаемых людей, кому может принадлежать обнаруженный труп. Мы запрашиваем из поликлиник их медицинские карты. Стоматологи всегда рисуют так называемую зубную формулу: пломбы, коронки, отсутствующие зубы и так далее.

Один из широко применяемых способов установления личности — дактилоскопическая экспертиза. В последнее время при паспортных столах все достигшие 14 лет могут добровольно оставить свои отпечатки пальцев. Это новшество пришло к нам из западной практики, там граждане в обязательном порядке проходят такую экспертизу. Прежде всего для того, чтобы в случае ЧП можно было установить их личности.

— Бывает и так, что конечности сильно повреждены, разложились, и без специальных методов невозможно снять отпечатки пальцев, — рассказывает Юрий Горюнов. — В зависимости от состояния тканей применяются разные способы. Они позволяют восстановить или реставрировать гнилостные изменения двух внешних слоев кожи пальцев, которые нужны экспертам. Например, инъекциями вводятся дубильные вещества, которые придают жесткость коже. Если тело обожжено или обуглено, то отпечатки пальцев снять невозможно. Тогда мы исследуем кожные рисунки подошв ступней ног или ладоней.

Один из широко используемых методов для установления личности — исследования черепа. Криминалисты отчленяют голову от тела и освобождают ее от мягких тканей. Сначала по черепу определяется возраст и пол погибшего. Затем через видеокамеру изображение черепа вводится в компьютер. Эксперт наносит на изображение черепа анатомо-топографические точки, по которым восстанавливается лицевой скелет. Например, ширина носа определяется расстоянием между верхними третьими зубами с одной и другой стороны. Также по точкам восстанавливаются разрез глаз, высота бровей, ширина скул и так далее. Если на черепе есть волосы, то по их структуре можно предположить, как лежали волосы в прическе. И в итоге получается что-то вроде фоторобота.

Допустим, у оперативников имеются описания нескольких человек, пропавших без вести. В компьютер вводятся их прижизненные фотографии, переданные родственниками. А также эксперты делают несколько портретных фотографий умерших, найденных за последнее время. Путем фотосмещений эксперт начинает сравнивать все полученные изображения. Иногда эта работа занимает от двух часов до нескольких месяцев.

Когда традиционными методами невозможно опознать личность, то эксперты прибегают к молекулярно-генетическому исследованию. Оно дает практически 100%-ную точность идентификации. Этот метод в российской криминалистике используется с 1988 года. У него есть единственный недостаток: он очень дорогой, поэтому, к сожалению, применяется крайне редко. Исследовать на ДНК можно не только кровь, как поступили с родственниками заложников в Беслане, но и любую ткань: кость, волосы... Эксперты сравнивают материалы, взятые с погибшего, с тканями отца или матери. В геномном отпечатке примерно 50% особенностей каждого родителя. Классический пример такой идентификации — опознание останков царской семьи последнего российского императора. Эксперты сравнивали образцы тканей Николая II, его жены Александры Федоровны с материалами потомков семьи Романовых и английской королевы Виктории, внучкой которой была императрица.

— Только не для печати. Но во время катастроф с большим количеством жертв у экспертов-криминалистов не всегда есть время и возможности точно идентифицировать личности, — рассказывает эксперт бюро судебно-медицинской экспертизы. — Слишком много тел и огромное количество оторванных конечностей. Иногда в спешке к телу прилагаются чужие руки или ноги. В любой работе встречаются недостатки. Бывает и так, что родственники категорически не признают в погибшем своего близкого человека: ничего не поделаешь — приходится их в этом убеждать...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру