Автомобиль на час

Иногда жизнь ставит, казалось бы, неразрешимые проблемы. Но когда деваться некуда — приходится искать их решение.

— Привет, — сказала телефонная трубка голосом хорошего приятеля из Сибири. — Старичок, я прилетаю в Москву с гостем своей фирмы.

Хочу его покатать по городу и поговорить о делах. Тет-а-тет, так сказать. Он иностранец, но нормальный, а в России первый раз. Я его тут в тайгу водил — он в диком восторге. У тебя там как с машиной?

С машиной у меня было никак по причине ее отсутствия, о чем я честно собеседнику и сообщил.

— М-да, ну знаешь, вы там в Москве головастые, придумай что-нибудь, а я через пять дней буду, — и он сообщил мне дату прилета и номер рейса...

...Знакомые, все как один, отказались одолжить своих “коней” хорошему другу на пару дней. Мол, друзей много, а машина одна.

И послали меня... нет, не туда, куда вы подумали.

А в прокат автомобилей.

На вкус и цвет

Действительно, если даже в советские времена был пусть и зачаточный, но все же прокат телевизоров, музыкальных инструментов, холодильников и даже велосипедов, то как я мог не подумать об этой возможности. Помнится, в повести-сказке Стругацких “Понедельник начинается в субботу” главный герой даже ездил на прокатном “Москвиче”. Я, правда, ни одного такого “счастливчика” в те времена не встречал. Но ведь на то она и сказка — эта повесть.

Оказалось, что в Москве таких фирм если и не тьма-тьмущая, то уж явно не один десяток. Есть и филиалы знаменитых международных компаний, в автопарке которых очень приличные Ford, Nissan, Volvo, BMW, VW, Opel, Mitsubishi и другие иномарки. При желании можно даже заказать лимузин. Причем иностранцы, которые приезжают в Москву, всегда предпочитают родные для них иномарки, стараясь лишний раз не рисковать на продукции нашего автопрома — слишком долго надо учиться управляться с древностями. Учи, не учи его вручную стекло поднимать — все равно будет шариться в поисках кнопки или климат-контроля. А на той же “семерке” только два варианта — чтобы жарко (печку врубить), чтобы холодно (стекла опустить).

Такие марки, как Dodge Intrepid, Pontiac Grand AM, Chevrolet Lumina, Mitsubishi Lancer, Ford Escort, Hyundai и KIA, можно найти и в отечественных фирмах, занимающихся прокатом авто. Но основную погоду все же делают отечественные легковушки — привычное вазовское семейство. Причем самые крупные из российских прокатных компаний отпочковались от крупнейших же дилеров, имена которых у всех на слуху. Достаточно лишь вечерок посмотреть рекламу по ТВ.

А машину можно найти чуть ли не на любой вкус. Начиная от классики и заканчивая последними моделями, вплоть до спортивных модификаций. И что на первый взгляд совсем удивительно, в автопарке прокатных компаний есть не только легковушки, но и небольшие грузовички, вплоть до полуторатонных “Газелей”.



Иди и бери

На самом деле, чтобы взять машину на пару дней, надо отвечать нескольким минимальным требованиям: быть старше 20 лет и иметь водительский стаж не меньше года. Схитрить не удастся, ведь при оформлении заказа придется предъявлять и паспорт, и водительское удостоверение. Если вы приезжий, то в некоторых конторах вам могут отказать. Но даже временная регистрация снимает вопрос практически везде.

Есть и прокаты, где минимальные требования по возрасту и стажу вождения чуть выше — 21 и 3 года соответственно. Но, как правило, это или западные компании, где в ряде стран именно с этого года наступает полноценное совершеннолетие, либо наши, которые ориентируются на евростандарты и опыт. Прокаты, которые хотят подстраховаться по максимуму, разработали даже специальную шкалу, где сумма залога зависит от возраста клиента. Естественно, чем старше и опытнее желающий воспользоваться их услугами, тем залог меньше. Ну а если вдруг станете постоянным безаварийным клиентом, то и разговор у вас будет уже совершенно другой. И расходы тоже уменьшатся. Впрочем, вряд ли кому удастся взять в России авто напрокат без внесения залога. И разницы здесь никакой нет — западная это компания или своя, российская.

Просто западная (в которой, кстати, оплата производится преимущественно с кредитных карт) резервирует залог на карте. А наши берут наличность и кладут в сейф. Кстати, скорее всего, когда вы будете возвращать машину в целости и сохранности, залог вам отдадут вашими же купюрами. Залог, как говорят сами прокатчики, необходимая вещь в стране “низкой правовой культуры”.

Есть для прокатных авто и другие ограничения. Например, на машине из большинства прокатных фирм вы вряд ли сможете попутешествовать по стране. Москва, область — пожалуйста. А вот дальше — извините, отправляйтесь на своей. Хотя некоторые компании разрешают отправляться куда угодно, хоть во Владивосток. Конечно, за дополнительную плату. Единственное исключение — “районы боевых действий Северного Кавказа”. Да и за километражом придется следить. В большинстве компаний суточный пробег ограничен 250—350 километрами, а за каждый километр “сверх лимита” придется заплатить около двух рублей. И конечно же, за услуги, которые не предусмотрены стандартным ассортиментом, должны платить клиенты проката.



Зачем платить за чужую машину?

...В офисе компании посетители мирно сидели в очереди. Еще чуть-чуть, и стульев для них могло бы уже не хватить. Притом что скорость движения очереди была примерно такой, как в поликлинике — 15—20 минут на клиента. Кто просматривал автомобильные журналы и газеты, кто осваивался, разговаривая с соседями.

Молодая пара, Лена и Николай, регулярно пользуется услугами автопроката. Она — студентка, он — программист в торговой компании. Ребята в складчину с друзьями берут машину на уик-энд по тарифу “выходного дня” (с вечера пятницы до утра понедельника) и оттягиваются в свое удовольствие.

— Во-первых, — Лена аккуратно загибает пальчики в ответ на мое недоумение, — на машине быстро, практически за два часа в любую точку области можно доехать. Потом, если каждый платит, то выходит совсем недорого. А проблем никаких нет. На машине можно выбрать действительно хорошее место для отдыха. Не понравилось одно — едешь куда хочешь. А попробуй так с сумками потаскаться. И еще — возможностей для отдыха тоже несравненно больше. Кроме палатки можно и мангал с собой взять, и лодку надувную, почти все, что хочешь.

После краткого опроса выяснилось, что каждого из клиентов привели сюда самые разные причины. Андрей — малый, но активно растущий предприниматель. Арендует по отделу в четырех продовольственных магазинах чуть ли не в разных концах Москвы. И два раза в неделю сам, в целях экономии и снижения затрат, развозит по ним товар. Берет, как правило, “ВАЗ-2104” или маленький грузовичок. Подсчитал, что аренда “Газели” для него пока экономически невыгодна. Вот когда еще три точки под себя возьмет, тогда будет брать полуторатонку.

У Сергея своя машина в ремонте. А он так привык передвигаться за рулем, что сама мысль о метро и душном автобусе вызывает аллергию. Ловить же частника по нескольку раз в день, считает он, себе дороже.

Еще одна семейная пара среднего возраста пришла поинтересоваться “про запас”: осенью будут перевозить урожай и все имущество с дачи в городскую квартиру и уже сейчас прикидывают, как им сделать это повыгоднее. Узнав итоговую сумму, жена закатила мужу чуть ли не истерику. Оказывается, полгода назад они переезжали на новую квартиру, разменяв свою на две: себе и женившемуся сыну. И получается, что, взяв напрокат ту же “Газель”, они бы сэкономили на обоих переездах чуть ли не вдвое... Словом, трудно перечислить все случаи, когда человеку требуется автомобиль.

Правда, бывает и такое, что свободных машин в прокатных конторах в нужное для вас время нет. А бронируют заказы далеко не все фирмы. Что ж делать — идти в другую компанию.



“Скока будет в граммах?”

Прокатный автомобиль, пожалуй, как ничто овеществляет знаменитый принцип “время — деньги”. И сумма, которую придется выложить, зависит не только от модели, но и от срока, на который берется автомобиль. Вполне разумно, что, если вы сразу оформляете договор на месяц, стоимость проката за сутки будет меньше, чем если берете машину на сутки-двое. В тарифах, которые обозначены в компаниях, уже присутствуют и НДС (18%), и страхование от повреждения, угона, несчастного случая, ответственности перед третьим лицом.

При этом правила страховки стандартно не распространяются на случаи, когда клиент садится за руль подшофе, когда передает управление другому человеку, а то и преднамеренно идет на таран, вообразив себя Гастелло. Но будущему клиенту нелишне будет знать, что очень многие компании используют так называемую франшизу, которая будет вычтена из залога в случае незначительной аварии или просто царапин. И потому, принимая машину от механика, — это просто ваша обязанность по сбережению своих денег — не поленитесь обследовать ее вдоль и поперек и зафиксируйте каждую вмятинку или царапину, а также состояние и особенности салона, если таковые найдете. Вам же легче будет при возврате доказывать собственную правоту.

Впрочем, некоторые игроки этого рынка, если арендатор машины в ДТП не виноват, возвращают всю сумму залога. И помните, что расставаться с автомобилем надо не позже указанного срока. Иначе полтора часа, а то и просто час опоздания вам засчитают как полные лишние сутки. Оно вам надо?



За свои деньги – со всеми удобствами

Вы можете заказать машину на стоянку в аэропорту. Или сдать ее менеджеру компании не на площадке, откуда брали, а в том месте города, который вам больше подходит. Или продлить договор проката, не заезжая в офис. Или даже выписать дополнительную доверенность на приятеля или компаньона. Конечно же, при условии, что его паспорт и водительское удостоверение тоже отвечают вышеперечисленным требованиям. И, безусловно, за каждую дополнительную услугу придется облегчать свой собственный кошелек. Во многих компаниях берут кэш еще и за “дополнительное оборудование”, вроде автомагнитолы или сезонной резины. Но в самых продвинутых фирмах такие нюансы отсутствуют. Вернее, если быть честным, уже заложены в тарифы.

Моя история закончилась просто. В назначенный день и час я встречал приятеля в аэропорту на арендованной машине. У меня, конечно, нет прав. Но ее доставил водитель фирмы. И потому на первые сутки пришлось брать машину с водителем (есть и такая услуга). А уж потом он просто оформил ее на себя. И нескладного высоченного шведа, который без умолку веселился и поражался всему окружающему. В пятнадцать минут мы, конечно, не уложились, но то, что потратили меньше часа, — это точно.



Советы бывалых арендаторов

ЕСЛИ ВЫ ПОПАЛИ В ДТП, НАДО:

— вызвать сотрудников ГИБДД;

— составить протокол;

— немедленно проинформировать о ДТП диспетчера компании.


ЕСЛИ МАШИНУ У ВАС УКРАЛИ, СЛЕДУЕТ:

— написать заявление в ГИБДД;

— проинформировать диспетчера проката;

— приехать в компанию и сдать там ключи и документы.


ЕСЛИ АРЕНДОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ СЛОМАЛСЯ:

— не следует искать сервис самостоятельно

— проинформируйте диспетчера. И помните, что во всех случаях с прокатной машиной он ваш первый советчик. Если это произошло в Москве или недалеко от МКАД, к вам поедет механик. Незначительную поломку он устранит на месте, а если авария более существенна, вам в большинстве случаев предоставят другой автомобиль такого же класса. В любом случае с диспетчером вы быстрее разрулите ситуацию.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру