Смертниц могли остановить дважды

Госкомиссия наконец-то обнародовала результаты расследования катастроф самолетов “Ту-154” и “Ту-134”, разбившихся 24 августа.

“МК” удалось узнать некоторые подробности этого дела, о которых следствие предпочитает не сообщать.

Итак, в “Ту-154”, летевшем рейсом Москва—Сочи, взрыв произошел с правой стороны в 25-м ряду. А в “Ту-134” (Москва—Волгоград) — тоже справа, но в 19-м ряду. Взрывные устройства сработали с разницей в 9 секунд. По версии следствия, Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова прилетели в аэропорт “Домодедово” рейсом из Махачкалы 24 августа вместе с двумя мужчинами-чеченцами — в 19.45. По словам Устинова, “работники линейного отдела милиции забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом, капитану милиции, для досмотра их вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам. Но капитан отпустил их без всякой проверки, и они стали спешно добывать билеты (на следующие рейсы. — Авт.) в том же здании”.

Сначала им помог арестованный сейчас перекупщик Армен Арутюнян, взяв за услуги 2 тысячи с одной и 3 — с другой. Но 1 тысячу он заплатил сотруднику авиакомпании “Сибирь” Николаю Коренкову (тоже арестован). Именно начальник дежурной смены “Сибири” Коренков, в чьи обязанности входил контроль за посадкой пассажиров, провел в самолет террористку в нарушение всех правил и за взятку. За две минуты до окончания регистрации Арутюнов передал ему билет на имя Джебирхановой, и террористка спокойно прошла в самолет.

Пресс-служба “Сибири” уже выступила с заявлением, что ее сотрудником не было допущено нарушений. К тому же на посадочных талонах террористок стоял штамп о прохождении досмотра службой авиационной безопасности.

Аминат Нагаева не успела пройти регистрацию. И устроила истерику: мол, ей нужно срочно вылететь если не в Волгоград, то в Питер. Арутюнян поменял ей билет на другой рейс — авиакомпании “Волга-авиаэкспресс”, вылетавший на час позже, в 22.20. Нагаева прошла регистрацию (и проверку!) одной из последних. Скорее всего проверка не выявила наличие детонатора потому, что он не был металлическим. В последнее время террористы используют пластмассовые шприцы, которые аппаратура “не видит”, а сотрудники — не считают чем-то запрещенным.

Как сказал “МК” представитель службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта “Домодедово”, досмотр пассажиров, которые вовремя прошли регистрацию, и тех, кто опаздывает на рейс, ничем не отличается. В любом случае он проводится в полном объеме: это прохождение через станционную арку, осмотр с помощью ручного металлоискателя и визуальная проверка паспорта и билета. Все вещи пассажира пропускаются через рентгенный интроскоп, красным цветом высвечивающий запрещенные предметы. В САБе подчеркнули, что эта установка — не хуже зарубежных аналогов. САБ аэропорта имеет и специально обученных собак. Их больше десятка, и чаще всего они посменно работают в зале. К сожалению, работоспособность четвероногого сыщика сохраняется только в течение 20 минут, после этого собачьему носу нужен отдых — более часа. В данном случае собачий досмотр, который вполне мог бы предотвратить теракт, не состоялся, потому что пес находился в другом конце зала.

По неофициальным данным, обе террористки и их сообщники, не выходя из здания аэропорта, встретились с кем-то, кто передал им инструкции и взрывчатку. Куда потом делись двое чеченцев, прибывших из Махачкалы вместе с ними, пока неизвестно.

Наш источник считает, что скорее всего капитан, отпустивший террористок, тоже будет арестован. Ему грозит обвинение как минимум в халатности, повлекшей тяжкие последствия.

— В каждом ЛОВД есть сотрудник, который отвечает за борьбу с терроризмом, — объяснил он. — Такой человек входит в структуру при Управлении МВД на транспорте. Сразу после взрыва в Тушине в прошлом году во все подобные подразделения были разосланы инструкции, в том числе и о том, как распознать смертниц, на что обращать внимание. Капитан обязан был их досмотреть, прежде чем отпускать. Не исключено, что в тот момент у них ничего с собой не было. Однако настоящий опер всегда имеет свою агентурную сеть из мелких жуликов, постоянно ошивающихся в аэропорту. Они-то и должны были ему поставлять информацию обо всех подозрительных.

Что касается двух попутчиков террористок, то скорее всего они использовали поддельные документы и применили маскировку: парики, накладные усы, грим.

Есть и еще один момент. “Домодедово” — самый проблемный для милиции аэропорт. Почему-то отношения местного ЛОВД и службы безопасности исторически не сложились. Даже номера машин, которым нужно регулярно въезжать на территорию аэропорта, местные милиционеры должны подавать чуть ли не с Нового года. И относятся охранники к милиционерам, мягко говоря, прохладно. Может быть, поэтому к проверкам и рекомендациям сотрудников ЛОВД они просто не прислушиваются.

Что же касается перекупщика, то от него следствию пользы мало. Он толком ничего не видел и ничего не знает. Продал билет — получил деньги. Хотя срок может схлопотать по полной программе.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру