За безопасность... Броуновского движения

17 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 577

Докатились… За бардак на дорогах Генеральная Ассамблея ООН призвала к ответу Россию: почему это у вас, граждане россияне, понимаешь, под колесами автомобилей погибает более ста человек в день?

Покрасневшие россияне крепко задумались. А отвечать за унесенные жизни перед международным сообществом уполномочили главных гаишников страны. Генералы напряглись и выдавили из себя аж сразу четыре мысли (которые, по их разумению, просто обязаны способствовать наведению порядка): две умных и две не очень.

А именно…

…штрафы брать на месте

Пару лет назад гаишная верхушка сделала вид, будто новый Кодекс РФ об административных правонарушениях не позволяет инспекторам ДПС брать у водителей деньги в качестве штрафов прямо на месте нарушения ПДД, а заставляет провинившихся водителей совершать марш-бросок в Сбербанк. Намеренно извращенное прочтение кодекса, по их мнению, должно было отучить подчиненных брать деньги не только официально, но и неофициально. Не случилось… Ведь если раньше почти каждый преступивший закон знал, что он может на законном основании заплатить штраф на месте и не бежать в сберкассу, то два года назад (якобы с переходом на новые условия оплаты штрафов) всяк сидящий за рулем усвоил: на месте следует давать в лапу неофициально, ибо это дешевле — половина от штрафа, и быстрее — без потери времени в кассе.

В результате неудачного прочтения и последующего столь же нескладного трактования норм кодекса гигантские суммы штрафов начали оседать не в государственном бюджете, а в личном бюджете придорожных милиционеров.

И вот теперь, когда пополнение госбюджета деньгами от штрафов по темпам стало напоминать забег гусениц и главная задача ГИБДД — принести на алтарь отечества как можно больше хрустящих купюр и звонких монет — оказалась невыполнимой, придорожная милиция в лице ее главного предводителя намедни потребовала вернуть ей якобы украденное право, как прежде, собирать деньги с водителей-нарушителей на месте. И в случае удовлетворения ее “ходатайства” пообещала накормить всю страну!

Слукавили господа генералы. В статье 28.6.1 КоАП РФ уже давно и понятно сказано: в случае нарушения ПДД административный штраф в размере, не превышающем одного МРОТ, взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 кодекса. Она же, в свою очередь, в части 3 указывает, что сумма штрафа вносится в банк, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 32.3 кодекса. А вот последняя, “исключительная”, прямо указывает, что “…штраф взимается на месте совершения…”.

В то время когда ВВП отказывается расти предложенными ему темпами, государственному бюджету не мешало бы поправиться, а права собирать штрафы на месте ГИБДД никто не лишал, требование что-либо в кодексе менять и чем-либо дополнять смахивает на доморощенное лицедейство.

…наказывать не водителя, а собственника автомобиля

Автоматизированные устройства подглядывания за водителями, внедряемые на российских дорогах взамен живой милицейской силы (с опозданием, по меркам цивилизованных государств, лет этак на двадцать), по мнению экспертов, поставят сотрудников ГИБДД в позу пациента врача-проктолога: поскольку радары и системы видеонаблюдения не выдают распечатку с изображением физиономии сидящего за рулем, после обработки полученной информации едва ли возможно будет определить, кому же направлять квитанцию об оплате штрафа — собственнику или водителю.

Смекалистый собственник, пользуясь своим правом на защиту, заявит, что автомобилем вот уже третий месяц управляет (по доверенности или без оной, вписанный в полис или, в нарушение требований закона, не вписанный) его родственник, сдавать которого, согласно статье 51 Конституции РФ, он не обязан… То же самое заявит и вычисленный в результате немыслимых оперативно-розыскных мероприятий водитель. Иными словами, если нарушитель не явится с повинной в ГАИ и не возьмет, таким образом, ответственность на себя, установить виновника и наказать его будет практически невозможно. И передовая система контроля над дорожным движением в виде дверного “глазка” потеряет всякий смысл…

Потому-то намедни и двинули милицейские генералы идею: чего париться, выясняя, кто был за рулем?! Коли собственник доверил баранку кому-то, стало быть, его и надо ставить к стенке!

Выглядеть это будет примерно так: доверил глава семейства свой “Запорожец” двум сыновьям, трем братьям, жене, теще и тестю и, знамо дело, сидит дома — квитанции за их проделки, как гербарий, собирает. И спросить не с кого: кто ж в содеянном признается?

Спору нет: по такому принципу живет весь цивилизованный мир. Да только мы к нему еще не примкнули. Даже если будет кардинальным образом изменена законодательная база, позволяющая фиксировать нарушения ПДД без составления протокола, получения объяснений, участия “виновного” и его адвоката в рассмотрении дела (а для этого придется перекраивать не только Кодекс РФ об административных правонарушениях, но и Конституцию РФ!), закаленная в боях за экономию личных сбережений моторизованная часть соотечественников наверняка предпримет достойный демарш.

Любители оторваться на дороге от души во избежание банкротства “повесят” свои “колеса” (за скромную прибавку к пенсии) на шею дворовых бабушек, с которых в порядке погашения штрафа можно будет удержать лишь пару стаканов семечек (ну в самом деле, не экспроприировать же всего за двести рублей штрафа принадлежащий им автомобиль!) и с которыми за неуплату ни один фискальный орган не пожелает судиться.

Или (что еще проще) слегка заляпают исконно российской дорожной грязью регистрационный знак. Да так, чтобы он не был похож на вовсе нечитаемый (за это ведь тоже полагается штраф…), а так, чтобы шестерка нечаянно вдруг стала восьмеркой, а девятка — нулем…

И ищи шального ветра в чистом поле.

…доверенности упразднить

По мнению главного придорожного милиционера страны, пришла пора исключить из Правил дорожного движения возложенную на водителя обязанность возить в кармане доверенность на право управления чужим автомобилем, ибо необходимости в доверенностях уже нет как нет! Но вовсе не потому, что сия грамота — пережиток прошлого и присутствует, похоже, только в российском “автомобильном” законодательстве. И уж тем более не потому, что доверять кому-либо или не доверять управление своим автомобилем — дело исключительно гражданское, на безопасность дорожного движения никак не влияющее, а стало быть, не милицейского ума…

Начальник российских гаишников усмотрел иной повод: необходимость в доверенностях отпала сама собой с началом действия Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев: ведь все допущенные к управлению тещи и тести, сватья и братья так или иначе указаны в страховом полисе. И любому, мол, инспектору ДПС при прочтении страховой “портянки” уже сейчас доподлинно известно: на законном ли основании гражданин Рабинович сидит за рулем автомобиля гражданина Кацнеленбогена.

По большому счету, абсолютно неважно, каким путем пришли милицейские чины к столь революционному решению и почему, собственно, так долго к нему шли. Важно то, что они наконец-таки разделили точку зрения правоведов и, возможно, в самое ближайшее время добьются внесения поправок в ПДД, позволяющих водителю возить с собой не десять, а уже “всего” девять документов.

Лиха беда…

…ограничить скорость движения

Высокое милицейское начальство совершило еще одно ошеломившее рядовые милицейские умы открытие: оказывается, если снизить максимально разрешенную в населенных пунктах скорость движения с традиционных 60 километров в час до 50, последствия от аварий будут значительно менее тяжелыми. Рядовые сотрудники ДПС из числа тех, которым два пальца в рот не клади, уже продолжили начальственную мысль: а если снизить до 10, то не будет и аварий.

Между тем идея так пришлась по душе гаишным генералам, что намедни они озвучили свое уже вполне конкретно сформулированное предложение: не только снизить максимально разрешенную скорость движения, но и узаконить лишение права управления за превышение скорости не как сейчас — более чем на 60 километров в час, а уже за превышение более чем на 40. По мнению гаишников с генеральскими лампасами, в случае воплощения их инициативы пострадавших от автокатастроф будет значительно меньше.

А вот по мнению экспертов-автотехников — ничуть! Ибо последствия от аварий, при которых скорость движения была превышена на 40, не менее тяжелы, чем от аварий, в которых она перевалила за 60. Таким образом, в случае принятия гаишных поправок количество жертв на дорогах вряд ли снизится, зато возрастет число лишенных права сидеть за рулем.

Между тем известно, что превышение скорости в перечне причин автокатастроф занимает далеко не первое место. Растущему числу аварий человечество обязано низким уровнем подготовки водителей, качеством смертоносных российских автомобилей, бестолково расставленным дорожным знакам на неосвещенных козлиных тропах.

Надо отдать должное ненавистным страховщикам — они признали, что именно наши заковыристые дороги и случающиеся на них ДТП когда-нибудь приведут страховые компании к разорению, и объявили о намерении... вкладывать деньги в реконструкцию наиболее аварийных трасс.

А потому инициативы ГИБДД “ограничить”, “запретить” и “наказать” (особенно на фоне весьма кардинальных мер страховщиков по снижению числа аварий) выглядят по меньшей мере неуклюжей попыткой создать видимость изнурительной заботы о безопасности нашего с вами пока еще броуновского движения…




Партнеры